"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Святитель и исповедник Алматинский и Казахстанский Николай. О любви к Богу и ближнему. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Священноисповедник Николай (Могилевский). Что есть Промысл Божий? Владимирская икона Божией Матери. Месяцеслов. |
Святитель и исповедник Алматинский и Казахстанский Николай (Могилевский)
О любви к Богу и ближнему
о имя Отца и Сына и Святого Духа!
На горе Синай даровал Бог пророку Моисею каменные скрижали, на которых были высечены Десять заповедей - Закон Божий, по которому должен был жить каждый благочестивый человек. Однако народ Израилев, призванный к служению Единому Господу, не устоял в истине. Слепые вожди народа - фарисеи подменили живую веру мертвым законничеством, погребли животворящий дух Завета под грудой неудобоисполнимых обрядов, обычаев и правил. Мнившие себя праведниками, эти гордые лицемеры на самом деле попрали заповеди Божии. Им было сказано: не сотвори кумира и не укради, а они любили предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях (Мф. 23, 6-7), творили кумиров из самих себя и обкрадывали Самого Бога, присваивая принадлежащую только Ему честь. Им было сказано не убий, а они духовно убивали ближних презрением и осуждением, равнодушием и жестокостью. Внешне они были благообразны, но в душах их, подобно скопищу змей, клубились ядовитые страсти и похоти.
"Сатана оставил иудеев служителями истинного Бога по наружности. Он увлек их к усиленному неправильному уважению обрядовых постановлений и старческих преданий, в то же время выкрал уважение к заповедям Божиим; он увлек их в подробнейшее и утонченнейшее изучение Закона Божия по букве и в то же время выкрал у них изучение Закона Божия жизнью; знание Закона Божия по букве он употребил в средство вовлечения их в ужаснейшую гордость, самомнение, при которых они, именуя себя и представляясь другим чадами Божиими, на самом деле были врагами Бога и чадами диавола", - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).
Чтобы вырвать из рук этих "хищных волков" святыню Завета, вновь оживотворить веру и сделать ее совершенной, пришел в мир Господь наш Иисус Христос.
Когда фарисеи обступили Спасителя и стали допытываться, какую заповедь в Законе Божием считает Он наибольшей, Сын Божий отвечал: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37-40).
Любовь! Какое простое и сладостное чувство, и как трудно научиться ему. Гораздо легче совершать обрезание младенцев, приносить в жертву тельцов и вызубрить Пятикнижие Моисеево. Гораздо проще изнурять плоть, бить поклоны, шевелить языком, повторяя слова молитв, не проникаясь их священным смыслом. Гораздо удобнее тщеславно "спасать" других, на глазах у всех усердствовать в проповеди и благотворительности, чем в тишине и уединении просвещать собственную душу. Православие, понятое не поверхностно, а в духе и истине, потому и является сложнейшей из мировых религий, что в нем все: и пост, и обряд, и добрые дела - лишь средства к достижению внутреннего совершенства, совершенства в любви.
Как полюбить Бога? Прежде всего надо научиться быть благодарным. Благодарить за то, что Творец даровал тебе эту жизнь с каждым ее дыханием, за то, что ты вызван Создателем из небытия и обрел возможность чувствовать, мыслить и понимать. Благодарить за тихие и чистые радости, которые Господь посылает каждому человеку. Благодарить за красоту и величие этого мира, который Вседержитель создал ради тебя, благодарить за долготерпение, с которым Правосудный Бог, несмотря на совершаемое тобой зло, длит твои земные дни, ожидая покаяния и исправления твоего. Благодарить и за скорби и страдания, понимая, что Небесный Отец попускает их для пользы твоей души, очищения ее от скверны греха. Наконец, благодарить за вечную блаженную жизнь в Царстве добра и света, уготованную тебе Всемилостивым Господом, если ты научишься благодарить и любить его.
И помысли, какой ценою оплатил Вселюбящий Отец Небесный этот последний и величайший дар тебе? Позорной и мучительной смертью Единородного Сына Своего, Который умер на Кресте, чтобы ты мог брести блаженное бессмертие. Как забыть это? Как не возблагодарить за такую Жертву, за неизъяснимое это благодеяние?
Любовь познали мы в том, что Сын Божий положил за нас душу Свою (1 Ин. 3, 16), -жизнью Своей пожертвовал Сын Человеческий, чтобы избавить нас от вечной смерти.
Кто-то отдал свою кровь, чтобы врачи могли перелить ее тебе на операционном столе и тем спасти. Кто-то вынес тебя из пламени пожара, а потом сам умер от ожогов. Жестокое сердце нужно иметь, чтобы не испытывать благодарности к таким людям.
Но ведь излитая за нас Кровь Распятого Господа и ныне питает нас во Святых Дарах, чтобы души наши не погибли. За нас, за каждого из нас умирал и умирает под палящим солнцем в страшных муках Иисус Христос, чтобы мы не стали добычей адского пламени. И не для земного бытия, которое все равно рано или поздно оборвется, спасает нас Сын Божий, а для блаженного бессмертия. Как не благодарить Того, кто принес такую Жертву в дар?
Бог возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4, 10). Небесный Отец хочет от нас, заблудших детей Своих, ответной любви. Сын мой! отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои (Притч. 23, 26), - говорит Господь.
Сердце любящего воспламенено любовью: душа стремится к встрече с любимым, все помыслы его - о возлюбленном. И мы призваны возлюбить Бога всем сердцем... всею душею... всем разумением (Мф. 22, 37).
Любовь неколебимо хранит верность, стойко переносит испытания. И мы должны любить Бога всею крепостью (Лк. 10, 27), всей волей нашей.
Любящий никогда не оскорбит любимого. Нельзя любить Бога и коснеть в грехе, ибо грех есть оскорбление Божества и отлучение от Него.
Любовь, переполняя сердце, изливается в прекрасных словах и поступках. "Самое высокое внутреннее требует внешнего как выражения и как облачения своего. На деле оно и не бывает никогда одно, а всегда в союзе с внешним; только в ложных теориях отделяют их", - говорит святитель Феофан Затворник. Красота и величие православных богослужений, священная поэзия молитв, дела и подвиги благочестия - выражение нашей любви к Богу.
Возлюбить Бога - это значит породниться с Ним, уподобиться Ему. Всесовершенный Господь чужд всякой нечистоты и несовершенства - и мы должны очиститься и украситься добродетелями. Бог Всеблаг - и мы должны сделаться милостивыми и милосердными. Отец Небесный возлюбил всех людей без изъятия - и мы должны любить ближних своих, как самих себя.
Без любви к ближним становится невозможной любовь к Богу. Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).
Господь сотворил человека по образу Своему, по подобию Своему (Быт. 1, 26). И в каждом человеке, с которым сводит нас земная жизнь, под видимыми его недостатками, несовершенствами, даже смертными грехами сокрыт святой образ Божий, живая икона, требующая уважения, поклонения и любви.
Христос Спаситель распялся как за тебя, так и за ближнего твоего. Как же ты смеешь не с братской любовью, а с ненавистью и презрением относиться к тому, кого так жертвенно возлюбил Господь?
Нет, не возвышаться над ближними и не судить их призваны мы, а кротко и смиренно служить своим братья и сестрам. Умение прощать и терпеть, сострадать и благотворить - вот наука наук, обучившись которой, мы ощутим в себе всю сладость Божественной любви. Порой любая мелочь, всякий неловкий поступок ближнего вызывают в нас мучительные чувства раздражения и гнева. А в сердце любящего царит мир, постоянная тихая радость. Блаженный Диадох говорит: "Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится случай, даже какой-то незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова, но, хотя случится потерпеть какое-либо огорчение, в душе Боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается, ибо, возгревши себя теплотою любви к Богу, она тотчас возвращается к благому настроению, с великою радостью восприемлет любовь к ближнему, хотя и немалое от него получено было оскорбление или понесен большой вред, ибо тогда сладостию Божией совершенно поглощается горечь разлада".
Без живой любви к ближним, к тем, кто постоянно рядом с тобой, становится ложью "любовь ко всему человечеству", о которой так часто говорят создатели разных социальных и философских теорий. Высокоталантливый писатель Лев Толстой к концу жизни впал в прелесть гордыни, возомнил себя "спасителем человечества", начал хулить Церковь и на свой лад толковать Евангелие. Страшно читать его дневники того времени: писатель постоянно твердит о любви и одновременно пышет
ненавистью к самым близким людям, к жене и детям своим. Ну а большевики, которые тоже провозглашали "светлое будущее всего человечества"? Оргией отцеубийств и братоубийств, доносами детей на родителей, жен на мужей, мужей на жен, всеобщим кошмаром обернулось это "светлое будущее".Без любви к Богу и ближним становится ущербной и любовь к земному отечеству. "Неправославный не может быть русским", - говорит писатель-христианин Федор Достоевский. Поистине, как можно любить свой народ и оставаться чуждым тому, что составляет самую сущность народной души?
Любовь - величайшее из чувств, даруемых нам Всемилостивым Господом. Однако в этом мире под словом "любовь" нередко подразумевают привязанности, не только не возвышающие человека, но и растлевающие его душу.
Преподобный Максим Исповедник говорит: "Человеки похвально или предосудительно любят друг друга по следующим пяти причинам: или для Бога, как добродетельный любит всех, а добродетельного любит даже и не добродетельный; или по естеству, как родители любят детей и наоборот; или по тщеславию, как хвалимый хвалящего; или из корысти, как богатого за получки; или по сластолюбию. Первая из сих похвальна, вторая обоюдна, прочие страстны".
Чаще всего за любовь принимается просто чувственное влечение мужчины и женщины. Под покровом такой "любви", восхваляемой во множестве эстрадных песен и стихов, романов и фильмов, таятся порой страсти и похоти, толкающие людей на блуд и прелюбодеяние. Любовь долготерпит, милосердствует... не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4-8), - говорит Апостол. Таковы ли плоды "свободной любви", к которой ныне призывают со всех
сторон? Сколько слез и страданий, самоубийств, разрушенных семейств, поруганных домашних очагов! Дети, лишенные отцовских забот, переполненные детские дома, превращение множества женщин в жестоких детоубийц, умерщвляющих живые души в собственных утробах! И это любовь?!Любовь между мужчиной и женщиной может стать божественно прекрасной только в Таинстве Брака. Никакая обычная дружба не сравнится с той полнотой единения, с той таинственной общностью, которая может быть достигнута между христианскими супругами. Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18), - сказал Творец, даруя жену Адаму. Создавая поле чувственного притяжения между мужчиной и женщиной, Господь стремился таким образом приблизить их друг к другу.
Истинно христианский брачный союз, телесный и духовный, становится школой совершенной любви. Здесь человек научается заботиться о ближнем, как о самом себе, "носить его тяготы", прощать его недостатки, принимать его в сердце со всеми несовершенствами. Тогда и труд для ближнего становится счастьем - по
слову блаженного Августина, "труды для любящих нетягостны: они их увеселяют, как птицеловов, звероловов, рыбарей. Любя что-нибудь, мы или не чувствуем труда, или и самый труд любим". Так, постепенно восходя по ступеням взаимного терпения и милосердия, общих забот и радостей, христианские супруги поднимаются от единства плоти к блаженному единению душ.Подобное невозможно ни в мимолетных связях, ни в "гражданских браках", при самом заключении которых предполагается возможность разрыва. Такие союзы лишены высшего смысла, представляют собой попрание Божественных установлений.
Как все высокое, путь истинно христианского брака кремнист и труден, на нем встречается множество испытаний и искушений. Недаром святой Апостол Павел предупреждает о скорбях по плоти, ожидающих брачующихся, а Церковь при совершении Таинства молит о предстательстве за них святых мучеников.
Попытка обрести гармонию в браке терпит крах тогда, когда человек, сам обремененный непривлекательными чертами, хочет сразу обрести в спутнике жизни "прекрасного принца" или "принцессу". Но когда проходит ослепление влюбленностью и открывается глубина обоюдного несовершенства, такие люди не могут преодолеть разочарования и найти в себе силы деятельной любви. Такие супруги быстро остывают друг к другу, отсюда столь распространенное и столь бедственное одиночество вдвоем. Нет, не сразу, а медленно и постепенно крепнет и расцветает брачный союз. Ведь Сам Господь усовершает человеческую душу не мгновенно, но всем земным бытием ее, промыслительными действиями воспитывая человека и делая его достойным Себя. Так и супружеская жизнь, прежде чем принести добрый плод, требует от супругов кропотливого возделывания собственной души и души того единственного существа, с которым соединил тебя Бог. И увенчивается этот труд успехом лишь с помощью Господней и в совместном служении Ему, ибо духовный союз невозможен без Источника благой духовности.
Честной брак - это особый род христианского подвига, и достойно совершившим его супругам уготованы небесные венцы. Они шествуют рука об руку в Горнее Царство, как ветхозаветные праведники Авраам и Сарра, святые праведные Богоотцы, родители Девы Марии Иоаким и Анна, русская княжеская чета блаженные Петр и Феврония Муромские, отец и мать всероссийского игумена Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария.
Человек, не проникшийся любовью к ближним, отгородившийся от них стеной равнодушия, становится чуждым Богу Вселюбящему. Преподобный Антоний Великий, будучи спрошен: "...если кто скажет: я ничего не буду брать у братий, и сам ничего не буду им давать, - для меня достаточно моего; хорошо ли это?" - ответствовал: "Дети мои! Кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него - душа льва. Его должно считать отчужденным от сообщества всех добрых людей".
Как без любви к ближним невозможна любовь к Богу, так без любви к Господу добрые отношения между людьми неминуемо предстают в кривом зеркале низменных побуждений: тщеславия или корысти, лицемерия или угодничества.
Мы видим, как в лишенном веры обществе предается поруганию даже естественная любовь. Сердца молодых родителей черствеют к детям, которые "мешают им наслаждаться жизнью". Взрослые дети подчас смотрят на родителей как на "дойных коров", источник дополнительных денежных средств, и как на бесплатных нянек. Известно множество случаев просто вопиющего отношения таких детей к престарелым отцу и матери. Так в мире, утратившем святыню веры, постепенно вообще не остается ничего святого.
Преподобный авва Дорофей говорит, что, как точки внутри круга сближаются между собой по мере приближения к его центру, так и люди становятся ближе друг другу при приближении к Средоточию мироздания - Господу Вседержителю.
Любовь к Богу и любовь к ближним - это священное двуединство, подобное единению Божественной и человеческой сущности Христа Спасителя. По слову Господню, на этих двух величайших заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40). Без исполнения этих заповедей напрасны наши добрые дела, тщетна наша вера, бессильна наша надежда, по слову апостольскому: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то
я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1-3). Устремимся же всем сердцем, всей душою, всем помышлением, всей крепостию к стяжанию этой высочайшей из добродетелей, Божественной любви, соделывающей людей воистину детьми Господа Всевышнего и наследниками Царства Небесного. АминьМитрополит Владимир
http://www.pravoslavie.uz/
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Мы сегодня вспоминаем трагический случай из Евангельской истории - мученическую кончину Пророка и Предтечи Иоанна. Это траурный день в календаре Православной Церкви: не полагается вкушать пищи; архиереи, священнослужители облачаются в те ризы, которые они надевают в праздничные дни Великого Поста, и внешний облик духовенства, и Евангельские, Апостольские чтения - все это призвано как бы напомнить нам о той трагедии, которая произошла. Пророк и Предтеча Креститель Иоанн был умерщвлен по наущению жены Ирода, которая не могла простить Пророку
его обличений в том, что незаконно она жила со своим новым мужем - с Иродом, - потому что ранее была женой его брата. Конечно, сознавала царица свой грех. Не сознавала бы, так бы не злилась - а злой была настолько, что была готова умертвить Пророка, который пользовался огромным авторитетом среди народа, в том числе и авторитетом у ее собственного мужа. И она достигает своей цели, и пророческий голос Иоанна Крестителя умолкает.Иоанн Креститель выше всех рожденных женами, как говорит о нем слово Божие. Потому что он был призван приготовить народ к принятию пришествия Спасителя через покаяние. А ведь всякое искреннее покаяние предполагает искренний разговор, честный разговор. Когда тот, кто приглашает к покаянию, задает нелицеприятные вопросы, он как бы имеет
права и суда, имеет право сказать, что правильно, а что неправильно в жизни человека. Вот это и совершал пророк Божий Иоанн. Как говорится в слове Божием, Иоанн крестил Крещением покаяния. Он готовил людей покаянием для того, чтобы они оказались способными принять слово Спасителя, Мессии, Господа Иисуса Христа.Люди редко любят слышать правду о самих себе, в очень редких случаях, и только сильные люди. Большинство любят слышать о себе только хорошее и доброе. И когда это хорошее и доброе говорится, то предполагается, что человек, в адрес которого это говорится, должен в награду за добрые слова, часто лицемерные и ложные, делать что-то тому, кто эти слова говорит. Вот из этой простой логики взаимного обмана строится практически большая часть нашей жизни. Проанализируйте свои беседы в компаниях, среди коллег, за столом, особенно там, где есть начальство, и вы тут же определите эту ложную ноту. Эта ложная нота свидетельствует о лицемерии и лжи, и она не отвращает людей от коварства. Те, кто говорит ложные и лживые слова, могут совершить и коварный поступок, будучи уверенными, что их ложные слова разоружают того, против кого они имеют недобрые мысли.
Эта ложь проникла не только в наши личные отношения с близкими, она присутствует и в общественных отношениях. А там, где ложь, там не может быть покаяния, там нет осознания греха, там нет желания сбросить с себя греховное бремя, а значит - нет искреннего желания идти навстречу Богу. Вот почему нужен был Предтеча, который грозно обличал народ. И ведь кто-то, наверное, с недоумением пожимал плечами, кто-то плевался, кто-то, наверное, проклинал этого человека и уходил. Но ведь как много людей в этих словах слышали Божию правду, которая помогла им потом принять и слово Спасителя! Вот почему он выше всех святых - он удобрил ту почву, на которую падали семена Христовой проповеди.
Иоанн Предтеча совершал пророческое служение, а пророческое служение- это и есть служение провозглашения Божией правды. Пророк - тот, кто Божию правду провозглашает. И Господь был пророком, Он осуществлял и царское служение и священническое, принеся себя в жертву за грехи людей, и пророческое, грозно обличая недостатки тогдашнего мира и общества. Его слово было ясным, честным, а потому оно и действительно, по слову апостола Павла, рассекало людей как бы обоюдоострым ножом, рассекало общество. Недаром сказано - "не мир пришел Я вам принести, но меч" (см. Мф. 10:34). Конечно, речь идет не о том, что Бог во Христе войну людям принес, а о том, что Его слово обоюдоострое, способно рассекать человеческое сознание, отделяя добро от зла, и рассекать человеческое общество на тех, кто принимает это слово, кто готов жить по Божией правде, и тех, кто ни при каких обстоятельствах этого не желает и готов бороться, в том числе, и с этим словом, и с теми, кто это слово произносит.
Церковь Божия призвана продолжать служение Христа Спасителя - и царское, и священническое, и пророческое. А это значит, что Церковь призвана возвещать людям Божию правду, ту самую, которая рассекает человеческое общество этим обоюдоострым ножом, и личность человеческую, а это очень больная и болезненная операция. И кто-то способен принять это усекновение в надежде, что добро будет отсечено от зла навсегда и, опираясь на добро, можно будет построить новую жизнь, а ведь кто-то этого не желает, кто-то комфортно себя чувствует во лжи, в пороке, во грехе. Жена Ирода чувствовала себя комфортно в этой греховной жизни и не пожелала слышать правды, рассекавшей ее существо, она предпочитала пребывать в этой целостности своей жизни, подчиненной греху.
Церковь на протяжении всей своей истории провозглашает Божию правду, поэтому у Церкви всегда есть враги - те, кто не желает жить по правде, кого устраивает ложь. Служить в Церкви - это однозначно предполагает иметь поддержку сильную, крепкую, но иметь и противников.
Но, несмотря ни на что, Церковь в течение всей своей истории продолжала свое пророческое служение. В какие-то времена, когда народ в большинстве своем признавал учительный авторитет Церкви, она говорила громко, лучшие умы работали для Церкви, самые сильные философы, мыслители стали церковными богословами. Мы их сегодня называем святыми отцами Церкви, которые оставили драгоценное наследие, патристическое наследие Церкви. И из этого наследия мы видим, как Церковь осуществляла свое пророческое служение во времена расцвета и славы и какое огромное влияние слово правды оказывало на человеческую семью. Но были и другие времена, когда Церковь не могла говорить громко это слово правды, когда она молчала. В течение жизни трех, почти четырех поколений наших соотечественников Русская Церковь была Церковью молчания. Она не могла перед телекамерами, перед лицом мира и общества обличать грех своего народа, потому что это означало бы для нее прекращение всякого вообще служения. Но она избрала молчание, и это молчание было красноречивее любого красноречивого слова. И народ все понимал. Он понимал, где Божия правда, а где ложь и грех. И чудом Божиим сохранившись до нынешних времен, когда Церковь обладает свободой, она сегодня, опираясь в первую очередь на тех, кто готов слышать ее слово, спокойно, неконфронтационно, никого не провоцируя и не возбуждая, содействуя единству и примирению своего народа, одновременно свидетельствует о Божией правде, продолжая великое пророческое служение Христа Спасителя, продолжая служение святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.
А как же общество должно реагировать на это пророческое служение? Так, как реагировало в прошлом, затыкая рот, убивая пророков, отсекая им главы, заточая их в тюрьмы, отправляя в ссылки или просто подвергая общественной обструкции, изгнанию из сферы общественных отношений? Ведь все это было, и мы знаем страшные последствия этого исключения Церкви из общественной жизни. Общество проявляет свою гражданскую зрелость, в том числе, и в способности слышать пророческий голос Церкви, не посылая к оруженосцам с требованием усечь главу говорящего, но вслушиваясь и вдумываясь в пророческое слово Церкви, которая ничего не ищет для себя - ни власти, ни денег, ни господства, но только права быть голосом совести своего народа и говорить людям Божию правду, без которой народ теряет жизненные ориентиры, без которой народ может заблудиться и погибнуть.
Вот и сегодня, продолжая пророческое служение, Церковь обращается к своему народу со словами любви, примирения. Сегодня голос Церкви - смиренный голос, ибо Церковь не простирает своей власти, ни даже властных помыслов на те сферы, где концентрируется человеческая сила. Она действует там, где нет человеческой силы, для того чтобы была явлена сила Божия. И от того, как Церковь своим смиренным голосом, своими безвластием и бессилием способна сегодня нести людям Божию правду, во многом зависит будущее народа нашего и в каком-то смысле будущее всего мира.
Пусть память о трагическом событии Евангельской истории, память об усекновении главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, поможет всем нам - и тем, кто говорит слово Божией правды, и тем, кто слушает это слово, - и говорить, и слушать во спасение своей души.
Сегодня мы ставим перед собой задачи, которые превышают все то, что мы делали ранее в силу обстоятельств, не имея возможности ни работать, ни говорить вне пределов храма. Сегодня общество открыто, и государство, строя правовые отношения, в том числе, и во взаимоотношениях с общестом, предоставляет в рамках существующих законов вполне достаточные условия для того, чтобы мы говорили и действовали вне Божиих храмов, употребляя все силы, но более всего силу Божию для духовного возрождения всего народа, ибо с этим возрождением мы связываем и рост материального благополучия, и ослабление коррупции, преступности, укрепление семьи, снижение уровня потребления алкоголя, преодоление наркомании, сокращение разводов.
Сегодня Церковь нацеливается на решение этих задач, потому что Церковь сегодня - это не маленькая группа людей, молящихся в храме за плотно закрытыми дверями, чтобы, сохрани Бог, никто не услышал и не увидел и никто посторонний не зашел. Сегодня Церковь является Церковью народа, и все, что она делает, она делает силами своего народа.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/738654.html
Что потом ?
то изменило для нас Воскресение Христово? Это величайшее событие взорвало всю жизнь человечества - и то, что после жизни. Мы получили надежду, смысл и радостный ответ на самые сложные вопросы.
Булгаков, известный многим по роману "Мастер и Маргарита", дружил с Ильфом, не менее известным благодаря "Двенадцати стульям". Однажды, когда Ильф был серьёзно болен, Михаил Афанасьевич пришёл развлечь и ободрить друга. Он много говорил, рассказывал истории, в частности, одну, случившуюся с ним в Грузии.
В каком-то министерстве с дикой аббревиатурой в названии Булгакову и его спутникам пообещали помощь с транспортом. Товарищ, обещавший содействие, попросил подождать его, а в это время к Булгакову подошёл улыбающийся человек и спросил: "Как дела?" Булгаков говорит: "Нормально. Сейчас дадут машину, и поедем на вокзал". Товарищ, лучезарно улыбаясь, говорит: "А потом?" - "Потом до порта и - на пароход". Тот опять: "А потом?" Булгаков, начиная смущаться: "Потом опять на поезд". - "А потом?" - "Потом с пересадками - до Москвы". - "А потом?" Булгаков, совсем растерявшись: "Потом с утра - в редакцию, в театр, по делам
, в общем". - "А потом?""Уж не знаю, чем бы всё закончилось, - говорит Булгаков, - но подошёл тот самый, обещавший содействие, товарищ и говорит: "Оставьте этого болвана. Он иностранец и по-нашему знает только две фразы"".
Булгаков засмеялся, ожидая такой же реакции от Ильфа. Но Ильф серьёзно посмотрел на товарища и спросил: "А что потом, Миша?" Болезнь Ильфа была серьёзной. Быть может, дыхание ангела смерти уже холодило ему затылок. Там, где легкомысленное сердце не замечало метафизики, для Ильфа уже звучали вечные вопросы. "Что потом?"
Милосердный Боже! Каким холодом веет от этого вопроса для тех, кто не верит в жизнь будущего века! Заставьте неверующего человека вслушаться сердцем в эти два слова - что потом? - и скрипач опустит смычок, водитель заглушит мотор, профессор захлопнет книгу. Переместите мысль о смерти с задворков сознания в центр, и в памяти оживут строчки Лермонтова: "И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка".
Но что я слышу? Не все скрипачи опустили смычки. Кто-то продолжает играть струнный концерт Альбинони. Не все водители заглушили моторы. Кто-то, притормозив на секунду, бодро поехал дальше. Не все профессора покинули кафедры. Остались и те, кто окрепшим голосом продолжил чтение лекций. Откуда у них
эта сила и желание жить дальше, если два слова - что потом? - доведённые до сознания, должны были положить в гроб любой оптимизм и, словно двумя гвоздями, прибить над ним крышку?О, уверяю вас, у них есть секрет. Не от бесчувствия и не от бессмыслия они продолжают привычный труд. Драма смерти внятна их сердцу более, чем многим другим. Но, остановившись на малое время, они произнесли волшебные слова и исцелились от страха. "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав",
- вот что произнесли они, и, словно вурдалак при свете утренней зари, словно хандра при звоне колоколов, исчезла для них безмерная печаль и бессмыслица.Христос воскрес, и апостолы, в день Распятия похожие на распуганных овец, лишившихся Пастыря, стали подобны львам. Царственным рыком бесстрашной проповеди они огласили Вселенную.
Христос воскрес, и мученики тысячами и десятками тысяч стали встречать смерть с улыбкой. Девушки спешили под меч радостнее, чем под венец, и дети опережали сильных мужчин в храбрости.
Христос воскрес, и реки премудрости потекли от уст святителей и проповедников, ещё недавно живших во тьме греха и невежества, но омывшихся, но оправдавшихся, но освятившихся именем Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
Пустыни заселились монахами, потому что Христос воскрес! Погасли костры в демонских капищах, и сами капища превратились в храмы Божии, потому что Христос воскрес! Женщина уравнялась с мужчиной, господин обнял слугу, личность стала важней, чем народ или государство, потому что Христос воскрес! Сверху донизу разорвалась завеса в Храме. Благодать Божия, не желая быть частной собственностью одного народа, и притом - неблагодарного, сообщила себя всем, кто полюбил воплощённую Истину.
Сверху донизу треснули стены ада, и несметные души, как птицы, влетели в Небесное Царство, куда раньше всех вошёл спасённый верой и очищенный страданием благоразумный разбойник. И я, без всякой нитки оказавшийся в лабиринте, потерявший сам себя и чувствующий себя никому не нужным, вдруг узнаю, что и я не забыт. Мало того, любим и известен Ему по имени. Во вселенской пасхальной оратории несколько нот предназначены и для моего голоса.
Жить - это значит жить вечно! И нет никакого страха в словах "что потом?" Потом будет город, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Потом будет голос, говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. Потом узрят лице Его, и имя Его будет на челах их
.Вот что будет потом, и то, что будет это, так же несомненно, как то, что Бог - свят. Но не завтра это будет, и не наше дело - рассуждать о временах и сроках. Идти нужно по указанному пути. Песня дорожная у нас уже есть: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав"
Протоиерей Андрей Ткачев
http://www.donor.org.ua/index.
Священноисповедник Николай (Могилевский)
вященноисповедник Николай (Могилевский
) родился 9 апреля 1877 года, в день Светлого праздника Пасхи, в семье псаломщика Никифора и супруги его Марии. Назвали его Феодосием, в честь св. мученика Феодосия. В 1904 году исполнилась заветная мечта Феодосия - над ним был совершен монашеский постриг. Феодосий был наречен Николаем. В мае 1905 года монах Николай был рукоположен в сан иеродиакона, а 9 октября того же года была совершена его хиротония во иеромонаха. В 1911 году о. Николай успешно закончил Московскую Духовную Академию. В октябре 1919 года в Чернигове архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. В 1923 года владыка Николай был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, положение в которой в то время было очень тяжелое. Обновленцы захватили подавляющее большинство приходов. Но со своей маленькой паствой епископ Николай упорно боролся против врагов православия. Исходом этой борьбы был арест Владыки, последовавший 8 мая 1925 года. Проведя в заключении более двух лет и освободившись, владыка Николай был назначен на Орловскую кафедру. В Орле Владыка служил до следующего своего ареста. В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа, а 27 июня 1941 года Владыка был арестован и помещен в тюрьму г. Саратова. Пробыв в Саратове в общей сложности шесть месяцев, Владыка Николай был направлен в Казахстан, в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар Актюбинской области. В Казахстане до глубокой осени 1942 года Владыка Николай влачил нищенское существование, прося милостыню, живя у одной старушки в сарае. Физические силы его были на исходе. От недоедания и холода у него развилось худосочие, тело его было покрыто нарывами. После всего этого он попал в больницу. 5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алматинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский). Приехав в Алма-Ату, владыка Николай начал свое служение в маленькой, отдаленной от центра города Казанской церкви, которая была открыта за несколько месяцев до его приезда. Так началось архипастырское служение владыки Николая вдали от горячо любимой им России на далекой Казахстанской земле. В то время Владыке шел уже 70-й год.После непродолжительной болезни митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай мирно отошел ко Господу 25 октября 1955 года, накануне празднования Иверской иконы Божией Матери, отслужив ровно 10 лет на Алма-Атинской кафедре.
Кончина владыки Николая всколыхнула весь город. В день его погребения было остановлено движение транспорта, так как грандиозная процессия из 40 000 человек шла пешком из Никольского собора до кладбища (7 км) и гроб святителя все время несли на руках. Святитель Алматинский Николай часто говорил: "Други мои, не забывайте меня, грешного, в молитвах своих сейчас и после смерти. Я вас не забываю и никогда не забуду. Если стяжаю дерзновение, если только Господь примет меня в свои кровы, если простит и помилует, я буду молиться за вас и после моего перехода в иную жизнь". Он любил всех ровной, божественной любовью и эту любовь источал на каждого встречающегося ему человека.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в августе 2000 года прославил митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая в лике новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
8 сентября 2000 года святые мощи святителя Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, исповедника, по благословению архиепископа Астанайского и Алматинского (ныне - митрополит Тульский и Белевский) Алексия (Кутепова) были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор г. Алматы.
Что есть Промысл Божий?
Промысл Божий - это Отеческое попечение, сбережение всего человека - его души и тела. Промысл Божий имеет попечение о душе, так как человек отпал от Бога, впал во власть диавола. Средства спасения - ТАИНСТВА!
Ты вне веры в Бога. Ты хочешь узнать Истинного Бога - возьми Евангелие - это книга, где ты увидишь, Кто есть Бог.
Ты услышишь призыв: "Приидите ко Мне..."; "Аз есмь Путь, Истина и Жизнь".
И если хочешь познать Истину - преклони колени и взмолись: "Я знаю, Ты пришел спасти весь род человеческий, Ты не различаешь ни имен, ни полов... Откройся мне, как Истина, укажи путь ко спасению, дай жизнь истинную".
И молитва твоя, и страдания души приблизят тебя к Истине, ибо Он сказал: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас".
Но с другой стороны, не забыл Бог и о земном благополучии человека. Он дал человеку все - свет, росу, дождь, произрастание злаков и плодов, служение животных - мясо, молоко, шерсть. Но благополучие может быть только при условии участия самого человека. Человек трудится и Бог благословляет его труды и дает все необходимое.
Господь осуждает воров, дармоедов, проходимцев.
Бог повелевает человеку добывать хлеб свой "в поте лица". Это закон. Закон нарушать нельзя. Из-за нарушения закона человека постигают скорби.
Спасительный труд Матери Божией, Апостолов и Святых - пример исполнения закона.
Божественный Промысл привлекает к Господу грешные души через болезни, скорби и другие лишения, чтобы человек перестал грешить. "Всем хочет спастися..."
Помня о том, какое Господь имеет о нас попечение, не будем Ему неблагодарны. Нужно за все благодарить - и за радости и за страдания. Все, что дает Бог, - нам только на пользу, если твердо, и не сопротивляясь, будем выполнять Его святую волю.
Святитель Николай
исповедник,Владимирская икона Божией Матери
Воскресенье
, 5 Сентября 2010 года. Неделя 15-я по ПятидесятницеОтдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Мч. Луппа (ок. 306). Сщмч. Иринея, еп. Лионского (202). Прпп. Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Свт. Каллиника, патриарха Константинопольского (705).Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в7-00 и 9-00 утра.
Понедельник, 6 Сентября 2010 года. Седмица 16-я по Пятидесятнице.
Сщмч. Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова (I). Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца (1479). Прп. Арсения Комельского (1550). Мч. Татиона (305). Мц. Сиры (Киры), девы Персидской (558). Прп. Георгия Лимнеота (ок. 716). Петровской иконы Божией Матери (ок. 1306).
Вторник, 7 Сентября 2010 года.
Возвращение мощей ап. Варфоломея
(VI).Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского (I). Свтт. Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, еп. Каррийского, исповедника и др. с ними (IV). Свт. Мины, патриарха Цареградского (536-552).Среда, 8 Сентября 2010 года.
Обретение мощей святителя Николая исповедника, митрополита Алматинского и Казахстанского. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
(празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.). Мчч. Адриана и Наталии и с ними 23-х (305-311). Прп. Адриана Ондрусовского (1549). Блж. Киприана Сторожевского. Прп. Адриана, игумена Пошехонского. Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой "Умиление" (1524)Четверг, 9 Сентября 2010 года.
Прп. Пимена Великого (ок. 450). Прпп. сщмчч. Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (после 1114). Свт. Осии исп., еп. Кордубского (359). Свт. Ливерия исп., папы Римского (366). Прп. Пимена Палестинского (ок. 602). Мц. Анфисы. Прп. Саввы, иже в Венефалех. Вмч. Фанурия, в Родесе (Греч.
).Пятница, 10 Сентября 2010 года.
Прп. Моисея Мурина (ок. 400). Обретение мощей прп. Иова, игумена и чудотворца Почаевского (1659). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих. Прп. Саввы Крыпецкого, Псковского (1495). Прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Мц. Шушаники, царицы Ранской (V) (Груз.). Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского. Новопрпмчч.: архим. Сергия (Зайцева), настоятеля Успенского Зилантьева монастыря, иеромонахов Лаврентия (Никитина), Серафима (Кузьмина), иеродиакона Феодосия (Александрова), монахов Леонтия (Карягина), Стефана, послушников Георгия (Тимофеева), Илариона (Правдина), Иоанна (Сретенского
), Сергия (Галина) (1918).Суббота, 11 Сентября 2010 года.
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
. День постный. Прп. Александра, игумена Вочского. Новомч. Анастасия Болгарского.Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00 утра.
Начало вечернего Богослужения во все дни - 17-00.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://ww