"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Рождество Пресвятой Богородицы. Собор Святых земли КазахстанскойСобор Святых земли Казахстанской. Святые Талдыкорганские новомученники. Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, о хананеянке. Рождество Пресвятой Девы Марии. Наставления прп Силуана Афонского. Месяцеслов. |
Рождество Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Собор Святых земли Казахстанской
Обращаясь сегодня к памяти новомучеников и исповедников Казахстанских, мы вспоминаем наших единоверцев - спецпереселенцев, ссыльных, заключенных, - всех тех, кто в годы массовых политических репрессий и гонений на Церковь был перемещен в Казахстан, испил здесь чашу страданий и принял мученическую кончину. Мы вспоминаем тех, память о ком должна была быть изглажена из сознания современников и потомков. В неимоверных страданиях заключения и ссылки сохранили они веру, надежду и любовь.
http://orthodox.kz/
Святые Талдыкорганские новомученники
Священномученик Владимир (Цедринский Владимир), протоиерей
Родился в Нижегородской губернии. Рукоположен во иерея; служил в Омской епархии, с 1909 - в Туркестанской епархии; назначен уездным наблюдателем церковно - приходских школ II округа Туркестанской епархии и Сарканским миссионером. Служил в Никольском соборе г. Лепсинска Копальского у. Семиреченской обл., с 1912 - настоятель того же храма и благочинный церквей Лепсинского окр. 1918, 14 августа - зарублен шашками.
Священномученик Георгий (Степанюк), священник
1880 - родился в с. Полична Брестской волости; с 1890 - учитель народно - приходской школы; учился в Москве; рукоположен во иерея; 1911 - назначен в церковь с. Глиновка Лепсинского у. Семиреченской области; 1913 - переведен в церковь с. Андреевское того же уезда; преподавал в сельской школе Закон Божий и арифметику. 1918, 26 июня - заключен под домашний арест, затем расстрелян.
Священномученик Виссарион (Селинин Виссарион Мефодиевич), священник
18
76 - г.р. Окончил 2 класса Владимирской духовной семинарии; с 1896 - псаломщик Владимирской епархии; с 1899 - псаломщик с. Песчанское Павлодарского у. Омской губ.; 1902 - рукоположен во диакона к той же церкви; 1905 - переведен во Флоро-Лаврскую церковь г. Павлодара; 1906 - рукоположен во иерея к церкви с. Ильинка Ильинского р-на Омской губ., назначен настоятелем. С 1910 - клирик Туркестанской епархии, служил в церкви с. Герасимовка Лепсинского у.; с 1911 - служил в церкви с. Ивановское того же уезда. 1918 - погибСвященномученик Михаил (Сушков Михаил Михайлович), священник
1876 - родился в г. Верном. Окончил церковно - приходскую школу. С 1893 - пономарь Туркестанского Кафедрального собора; 1896-1899 - иподиакон, послушник при Архиерейском доме; 1899-1901 - на военной службе в г. Копале Семиреченской обл., пономарь Свято-Николаевской военной церкви. 1901-1906 - штатный церковник той же церкви; с 1906 - псаломщик Кокандской Свято-Николаевской церкви; с 3 января 1907 - псаломщик Арасан-Копальской церкви; 1907-1916 - псаломщик Никольской церкви станицы Копальской Семиреченской обл. и в соборе г. Лепсинска; 1916, сентябрь - рукоположен во иерея; с 1916 - настоятель Михайловской церкви с. Осинвка Лепсинского уезда. 1921 - расстрелян.
Одновременно со священниками Евстафием Малаховским, Василием Калмыковым и другими семиреченскими пастырями в первую волну красного террора пострадали священники Лепсинского уезда: Виссарион Селинин и Георгий Степанюк. Вскоре пришла весть об убийстве благочинного Лепсинского уезда протоиерея Владимира Цедринского. Епископ Пимен через газету "Туркестанские ведомости" призвал верующих помогать семьям погибших. Завет убиенного преосвященного Пимена о помощи осиротевшим семьям исполнил священник Михаил Сушков, которому в 1921 году суждено было пополнить число семиреченских священномучеников.
Летом 1918 года белогвардейский казачий отряд Ушакова занял Лепсинск и в Сарканде соединился с отрядом армии генерал-лейтенанта А.И. Дутова. В районе села Покатиловка произошло столкновение с прибывшими из Верного красными партизанским отрядом Петренко, в результате которого Сарканд и Лепсинск были захвачены красноармейцами.
В июне 1918 года был взят под стражу священник Лепсинского благочиния Георгий Степанюк. Он остался со своей паствой, несмотря на уговоры супруги эмигрировать в Китай. Сохранилась предсмертная записка священномученика, в которой он обращается в ней к благочинному Лепсинского уезда отцу Владимиру Цедринскому: "Отец протоиерей! Только что приставили ко мне вооруженный караул из двух солдат. Сижу в комнате; тоскливо и скучно до боли. Мерещится смерть и приглядывается своими впалыми глазами. Жизнь прежняя проходит мысленно перед глазами: чувствую, что страдаю за веру, правду и откровенность, а также за любовь к простому народу, который в своей темноте предает своих лучших друзей, своих печальников, своих пастырей. Не оставляйте сирыми жену-вдову и детей-малюток. Очень жалею, что не сумел устроить ее жизнь счастливее. Спасибо всем прихожанам, выразившим мне сочувствие в испытании: всем же остальным: да простит им Бог страшный грех предательства:Уже сменили караул, а окончания дела не слышно: Отца Георгия расстреляли без суда и следствия за селом, на берегу реки Чинжал. Перед смертью батюшка опустился на колени и, приподняв руки, стал молиться. Потом встал, повернулся, крестообразно сложил руки на груди и громко, как бывало в церкви, возгласил: "Прими Господи, мою грешную душу!" Красноармейцы выстрелили.
Протоиерей Владимир Цедринский
После его расстрела в один из воскресных дней Успенского поста 1918 года протоиерей Владимир Цедринский бесстрашно обличал действия большевиков, призывал прекратить братоубийственную смуту, быть верными сынами Православной Церкви и Отечества. Утром 14 августа отец Владимир служил Литургию. В это время приехали конные красноармейцы и объявили ему об аресте. Он попросил их подождать до окончания Литургии. После Богослужения красноармейцы вывели отца Владимира за церковные ворота и, поставив между двумя лошадьми на которых ехали сами, погнали на городское кладбище, расположенное в 2,5 километрах от Лепсинска.
Прихожане (в основном женщины) бежали следом, пытались защитить батюшку. На полянке неподалеку от кладбищенских ворот на глазах у прихожан красноармейцы зарубили отца Владимира шашками и ушли.
Женщины принесли одеяло, положили тело батюшки и отнесли в церковь. Отпевание отца Владимира совершили прибывшие из соседних сел священники, похоронили его на кладбище рядом с тем местом, где он был зарублен. На могилу благочестивые лепсинцы положили гранитную плиту с высеченными на ней изображением Евангелия и креста, и надписью: "Протоiерей Владимiръ Цедринскiй убiт 14 VIII 1918".
Тогда же в 1918 году погиб в междоусобной брани благочинный церквей Урджарского округа, настоятель храма Илии пророка в станице Урджар Лепсинского уезда Семиреченской области священник Виссарион Селинин. Изрублен шашками при столкновении Крестного хода с большевистской демонстрацией 1 мая 1918 года.
Обретение мощей священномученика Виссариона было совершено 13/26 октября 2001 года.
1921 году последовала мученическая кончина священника Михаила Сушкова, семья которого взяла на себя заботу о матушке и четырех детях убиенного священника Георгия Степанюка. Красноармейцы перед расстрелом жестоко мучили отца Михаила, вырывали бороду, волосы на голове, затем увезли в горы и расстреляли.
Почитание семиреченских новомучеников началось сразу же после их кончины. На могилу протоиерея Владимира Цедринского в день его смерти ежегодно приезжало из ближайших сел духовенство и вместе с верующими служили панихиды. Это происходило до начала 1930-х годов, то есть до того времени, пока в области были открыты храмы и служили священники.
В последующие годы жители села по вечерам тайно ходили на могилу отца Владимира и там молились.
Мощи протоиерея Владимира Цедринского обретены 19 июня / 2 июля 2001 года
На льняной полуистлевшей рясе сохранилась кровь священномученика. Отец Владимир принял мученическую кончину сразу после того, как отслужил Литургию, за которой причастился Святых Христовых Таин. И кровь его, срастворенная с Телом и Кровию Христовой, излившаяся на одежду, оказалась нетленной и через восемьдесят с лишним лет.
Ныне святые мощи священномученика Владимира находятся в Иоанно - Богословском храме города Талдыкорган Алматинской области.
В городе Талды-Кургане в 1923 году был расстрелян служивший в селе Георгиевске Пишпекского уезда Семиреченской области протоиерей Николай Сущевский. В 1930 году в селе Герасимовке Лепсинского уезда мирянин Иоанн Сокардин, протестуя против закрытия церкви комсомольскими вожаками, принялся звонить в колокола, чтобы собрать народ; он был избит безбожниками и скончался от побоев.
Иеромонах Галактион Новиков
(Григорий Станиславович) родился 11.марта 1870года в деревне Пудино Лидского уезда Виленской губернии.Из крестьянской семьи. 20 июня 1900 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский муж. монастырь. 19 октября 1904 г. зачислен в послушники. 1 марта 1908 г. пострижен в монашество. 24 марта 1911 г. рукоположен во диакона Финляндским и Выборгским архиепископом Сергием (Страгородским; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в храме скита Всех святых; 24 декебря 1915 года рукоположен во иерея. Состоял нарядчиком рабочих в монастыре, а после октября 1917 года - экономом на Валаамском подворье в Москве.
С 1925 г. служил при церкви Ржевской-Оковецкой иконы Божией Матери в Москве. 29 июня 1927 года арестован по обвинению в шпионаже; постановлением Коллегии ОГПУ от 25 июля 1927 года заключен в СЛОН сроком на 5 лет.
Вернувшись в 1932 году, поселился в пос. Верхний Посад Звенигородского р-на Московской области; служил в одном из храмов района. 4 ноября 1936 года арестован по обвинению в том, что "вел антисоветскую агитацию, разъяснял Священное Писание в контрреволюционном духе"; заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Виновным себя не признал.
20 января 1937 года приговорен ОСО при НКВД к 5 годам ссылки в Казахстан. Срок отбывал в Талды-Кургане. В ноябре 1937 года арестован по обвинению в антисоветской агитации. В свидетельских показаниях характеризовался как сторонник Патриарха свт. Тихона и противник обновленчества. Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал.
4 декабря 1937 года приговорен особой тройкой УНКВД по Алма-Атинской обл. к расстрелу. Погребен в общей безвестной могиле.
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Владимир Цедринский и Николай Сущевский, священники Георгий Степанюк, Виссарион Селинин, Михаил Сушков, иеромонах Галактион Новиков и мирянин Иоанн Сокардин прославлены в лике святых.
http://www.tald-blag.kz/
Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице,
о хананеянке
о имя Отца и Сына и Святого Духа!
Евангельский рассказ о встрече Спасителя с хананеянкой принадлежит к числу тех мест Священного Писания, которые вызывают у людей поверхностных и самолюбивых внутреннее неприятие. Как тяжко больной отталкивает ложку с горьким лекарством, так и тщеславный отворачивается от заключенного в этом повествовании урока спасительного страха Божия.
В края, где жили хананеяне, Господь наш Иисус Христос удалился, чтобы хоть немного отдохнуть и от козней фарисейских, и от постоянно теснившегося вокруг него народа, требующего чудес и исцелений. Но и до язычников дошла молва о величайшем Чудотворце, и они тоже стали прибегать к Сыну Человеческому с просьбами о помощи. Среди таких была и хананеянка, пришедшая молить Спасителя об исцелении своей бесноватой дочери.
Даже и из языческих народов того времени хананеяне выделялись особой дикостью нравов. Младенцев-первенцев своих они приносили в жертву гнусным идолам, тешили бесов разнузданными оргиями, проводили жизнь во всяческих непотребствах. Иудеи, отличавшиеся хотя бы внешним благочестием и благопристойностью, с
отвращением смотрели на хананеян, не считали их за людей, называли их псами.Хананеянка, взывавшая: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! (Мф. 15, 22), достойно преодолела искус, которому Сын Человеческий нередко подвергал искавших Его помощи: она со смирением переносила молчание Спасителя и не переставала просить. Но когда Иисус Христос наконец отверз уста, эта женщина услышала не весть об избавлении, а суровый отказ: Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15, 26).
Жестокие слова! Оскорбительные слова! Спаситель в глаза назвал эту женщину и всех ее соплеменников собаками. Что должна была делать после этого хананеянка? В негодовании удалиться? Ответить бранью на брань? Или позвать сородичей, чтобы они избили Пришельца и изгнали Его из страны?
Как часто мы с вами, дерзающие называть себя христианами, из-за гораздо меньших обид возгораемся гневом. И это всякий раз, когда нам кажется, что задето наше "достоинство", унижена наша "честь". Пусть сказанное о нас - чистая правда, но мы тут же замышляем месть обличителю, а иногда и осуществляем ее. Что и говорить о случаях, когда мы, по нашему мнению, "оскорблены незаслуженно". Нам и невдомек, что это Сам Господь устами обидчика нашего обличает или испытывает нас, и это против Самого Господа ополчаемся мы в безумной своей ярости!
Не так поступила хананеянка, услышав суровые слова Спасителя. Перед ее мысленным взором предстала прожитая ею жизнь во всей ее скверне, и она поняла, что сама затянула себя в омут безысходности, что это ее грехи отразились в безумных глазах и сумасшедшей ухмылке ее дочери, что прав Тот, кто сравнил ее с нечистым псом: она действительно недостойна помощи. И на обличение Господне хананеянка смиренно отвечала: так, Господи! (Мф. 15, 27).
И еще один миг прозрения, спасший хананеянку от отчаяния, был дарован ей. Эта женщина внезапно постигла, что перед ней не только Правосудный, но и Всепрощающий, и вновь взмолилась: Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15, 27).
Истинно так! Лучше слышать спасительное обличение, чем губительную лесть. Лучше питаться крохами истины, чем пресыщаться ложью. Лучше быть псом Господним, чем царедворцем диавола.
Спаситель увидел крепость веры и глубину покаяния хананеянки - и исцелил ее дочь. Так вознаграждается самая трудная для человека победа - победа над самим собой в смирении перед Всевышним, "нищета духа", к которой призывает верных Господь.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит: "Кто просит от Господа малого, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит. Об истине сего свидетельствует мытарь, просивший отпущения грехов и получивший оправдание. Разбойник также просил только, чтобы Господь помянул его во Царствии Своем, но он первый получил весь рай в наследие".
Вправду ли Иисус Христос считал только иудеев детьми, а всех остальных псами? Конечно, нет. По слову Священного Писания, Бог властен и из камней воздвигнуть детей Аврааму, происхождением от которого кичились иудеи. В Новом Завете есть еще одно упоминание о псах - в последней главе пророчества о судьбах человечества, Богодухновенного Откровения святого Апостола Иоанна Богослова. Псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22, 15) останутся вне Небесного Царства и будут ввергнуты в огненное озеро, когда наступит Судный день. Сын Божий, для Которого грядущее было открытой книгой, знал и то, что иудейские фарисеи и книжники со множеством соблазненных ими соплеменников окажутся среди таких "псов", и то, что несметный сонм праведников из некогда бывших языческих народов воссияет в Горнем Иерусалиме. Потому-то и заповедует Спаситель ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Однако Правда Божия по отношению к падшему роду человеческому - в том, что каждый стремящийся соделаться сыном Божиим должен сначала почувствовать себя псом пред очами Господними.
Кто хочет быть первым, будь из всех последним (Мк. 9, 35), - говорит Спаситель. Лучшие из лучших, чистейшие из чистых, мужи святые и праведные считали себя худшими из людей.
"Всякая тварь сохранила то, что даровано естеству ее Творцом, а мы чрез свои беззакония потеряли совершенства и назначение, свойственные нам по природе. Поистине и звери, и скоты - честнее меня, грешного. Поистине, я - ниже всего", - так сетовал русский подвижник преподобный Нил Сорский.
Подобный случай был в житии подвижника-негра преподобного Моисея Мурина. Однажды братия, сговорившись, дружно начали поносить его, называя "немытым эфиопом". Преподобный Моисей смиренно удалился, сказав себе: "Чернокожий! Не будучи человеком, как смеешь ты появляться между людьми?"
Так думали о себе святые, духовное преуспеяние которых Господь открыл в видении одному из братий. Он увидел два великих корабля: в одном - авву Арсения, безмолвно плывущего, и Духа Божия с ним, а в другом - авву Моисея, плывущего в обществе Ангелов, которые питали его медом.
В самоуничижении этих святых и праведных мужей не было и тени лицемерия. Они совершенно искренне считали себя "псами", недостойными звания человеческого.
Человек, стоящий рядом с муравьиной кучей, кажется себе великаном. Но если он начнет подниматься на горную вершину, с каждым шагом ему будут открываться все более широкие горизонты, пока он наконец не увидит себя лишь маленьким муравьем в беспредельном мире. Таков же плод духовного восхождения.
Достигший духовных высот человек становится слепым к чужим грехам и зорким к собственным несовершенствам. В других людях святой подвижник прозревает лучезарный отблеск Божественного света, к которому так стремится его дух. На дне же собственной души человек духовный видит темные воды первородного греха, готовые в миг слабости вспениться и затопить его целиком, отторгнуть от Бога. Не жалким земным аршином мерит себя праведник, но Законом Божественным.
Чем ближе он становится к Всесовершенному Господу, тем явственнее зрит человеческое свое ничтожество и немощь - и подобно нищему, протягивает к небесам руки, моля о ниспослании благодати Божией, без которой невозможно спасение.
В опасном заблуждении находимся мы, когда считаем себя "не хуже прочих" - Господь будет судить каждого не по меркам человеческим, а мерою Божественной. И только по неизреченному милосердию Божиему можем мы спастись, если разглядим в себе псов, лежащих в грязи, ужаснемся этому и ступим на путь покаяния и исправления.
Никакой блудник или нечистый или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления (Еф. 5, 5-6), - говорит святой Апостол Павел.
Те, кто не просвещен светом Христовым, часто упрекают христиан в том, что мы якобы запугиваем людей загробными муками. Они дерзают говорить даже о жестокости Бога, Которому мы поклоняемся, поскольку Он якобы обрекает человека на вечные страдания.
Нет! Мы никого не запугиваем, но возвещаем дарованную нам истину о том, что ждет человека за порогом земной жизни: в истинности Божественного Откровения предстоит убедиться каждому, хочет он того или нет. И отнюдь не Всемилостивый Господь затворяет перед человеком Врата Царствия - сам грешник отторгает себя от вечного блаженства, сам себя делает добычей человекоубийцы-диавола.
Единственное, чего не может Всемогущий и Всеблагой Творец - это принять в Себя хоть малейшую частицу зла. Как пыль нельзя смешать с ртутью, как солому немыслимо сплавить с золотом - так же и неочищенная душа не может войти в Царство Чистоты. Любой грешник есть самоубийца, умерщвляющий собственную душу медленными ядами страстей и удовольствий.
Небесный Отец желает спасения каждому. В каждой судьбе есть множество случаев, когда Божественный Промысл призывал человека к обращению, - горе тому, кто так и не услышал призыва! Доброта Небесного Отца не имеет ничего общего с приторным прекраснодушием земных родителей, балующих своих чад. Господь для того и терпит этот лежащий во зле мир, для того и попускает в нем скорби и страдания, чтобы хотя бы ими вразумились заблудшие сыны и дочери человеческие. Временной, преходящей болью пытается Всемилостивый отвратить от любимых своих созданий вечную
погибель.Божественно прекрасен и страшен дар Господень - свобода воли. Этот дар при посредстве зараженного грехом естества нашего неминуемо привел бы нас в объятия сатаны, если бы не спасительный страх Божий.
На самом деле наша свобода - это выбор между двумя служениями: неизменным рабством греху и высочайшим званием раба Божия.
На горной крутизне человека может охватить страх двоякого рода: первый - это страх упасть и разбиться о скалы, второй - опасение отважного восходителя не достигнуть вершины. Так же на пути ко Господу душа испытывает страх рабский или духовный, бывает рабой ужаса перед муками преисподней или рабой любви.
Духоносный учитель Церкви святитель Василий Великий описывает, как человек принимает на себя звание раба, потом - наемника и, наконец, - сына Божия. Раб начинает трудиться на ниве Господней из страха перед наказанием. Постепенно, по мере умножения трудов он начинает надеяться на награду за них - и теперь уже подвизается как наемник, ради будущих радостей. Но сам труд во славу Божию сладостен, перед дарами Божественной благодати все земные наслаждения - прах. И вот, наемник начинает проникаться благодарностью и любовью к Дарителю, осознает себя не слугою, а сыном Божиим.
Так рождается духовный страх - боязнь любящего сына огорчить Вселюбящего Отца. И такой человек сподобляется услышать желаннейшее: Ты уже не раб, но сын... и наследник Божий чрез Иисуса Христа (Гал. 4).
Человек, обретший духовный, сыновний страх Божий, делается истинно мужественным, свободным и великим. Он сын Всемогущего Бога - и кто еще устрашит его? По слову преподобного Симеона Нового Богослова, "кто проникнут страхом Божиим, тот не боится обращаться среди злых людей. Нося непобедимое оружие веры, он силен бывает на все и может делать даже то, что кажется невозможным. Он ходит среди них, как гигант среди обезьянок или лев среди псов и лисиц, уповая на Господа, поражая их словами премудрости, как жезлом железным".
Так крохи, падающие со стола Господня, о которых молила некогда смиренная хананеянка, оказываются большим сокровищем, чем власть надо всем миром, ибо делают человека истинно свободным - и от страха перед людьми и демонами, и от собственных страстей.
Мы призваны Спасителем нашим Иисусом Христом из мрака к свету, из человеческой немощи к духовному могуществу. Не сами по себе можем мы достигнуть такого состояния, но покаявшись и смирившись под крепкую руку Божию. Единственное, чего должны мы бояться, - это лишиться этой непобедимой защиты, отпасть от этой вселюбящей руки. Будем же всячески чуждаться зла в себе и вокруг себя, памятуя завет апостольский: Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света (Еф. 5, 8). Аминь.
Митрополит Владимир
http://www.pravoslavie.uz/Vladika
Рождество Пресвятой Девы Марии
Рождество Божией Матери для нас - особенно радостный день, потому что в нем исполнился целый ряд важнейших ветхозаветных пророчеств и прообразов. Именно Ее Бог избрал стать Той Девой, Которая, согласно предсказанию Исаии, должна была бессеменно зачать от Духа Святого и родить Сына-Еммануила, имеющего спасти род человеческий от тяготевшего на нем проклятия и смерти.
Это Она стала той таинственной "лестницей," соединившей Небо с землей, которую видел во сне патриарх Иаков (Быт. 28:12). Она же стала и той "дверью заключенной," которой, согласно видению пророка Иезекииля (Иез. 44:2), прошел Господь Бог Израилев, чтобы посетить и сотворить избавление людям Своим. Она же и созидание дома Премудрости Божией
(Прит. 9:1), просвещающая всякого человека, грядущего в мир (Иоан. 1:9), и рассеивающая тьму неверия и заблуждений.Словом, для нас рождество Пресвятой Девы Марии есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, - явление миру Той от веков и родов сокровенной тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого.
Вот почему настоящий праздник, как учит св. Андрей Критский, есть "начало праздников и служит дверью к благодати и истине." Святый Иоанна Дамаскин сказал: "день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Ей обновился весь род человеческий, и печаль праматери Евы переменилась в радость."
http://www.pokrovhram.ru/list/03/00.html
Рождество
Пресвятой Богородицыачало нашего спасения людие, днесь бысть:се бо Дева происходит от утробы неплодные, ко спасению душ наших",
- поется в стихирах на литии праздника.Сегодняшний день мы празднуем не только Рождество Матери Божьей, но и рождение всего человечества для вечности.
Когда родилась, по Промыслу Божьему, Дева Мария, то было известно, что она может стать Матерью воплощенного Бога, Господа Иисуса Христа, Который избавит от исчезновения в небытие людей, которые жили до Него, которые жили при Нем, и которые будут жить после Него, избавит от греха, проклятия и смерти, и вернет возможность вечной жизни.
И, хотя мы видим сейчас реальную смертность, но, в то же время, мы видим и реальное преображение человеческой души, через слово Божье, через веру, через стяжание Духа Святого, через духовную жизнь. И это есть прообраз будущего воскресения, когда нечестивцы делаются боголюбцами, когда разбойники становятся монахами, когда безбожники становятся истинно верующими людьми, когда беззаконники становятся ревнителями о святой, праведной, евангельской жизни.
Евангелие действительно, и, в нашей жизни, в жизни наших родных и близких, мы видим, что тот человек, кто сердцем, душой, умом своим воспринял его законом своей жизни - это уже другой человек. Он уже живет, во всяком случае, старается жить духом, старается жить по заповедям, старается жить небом.
И через это воскресение к жизни, через это - вечная жизнь уже становится содержанием нашей повседневной жизни, несмотря на внешние обстоятельства окружающего мира. На обстоятельства - какие бы они ни были - сладкие, горькие, хотя, большей частью, в нашей жизни они горькие, потому, что нет искренней веры в то, что врачующая десница Божия не оставляет нас на пути спасения.
А если что-то и получаем плохое в жизни, то по своей дури, тогда должны заканчивать свою молитву так: " достойное, Господи, по делам моим приемлю, помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствие Свое".
Потому, что нам святые отцы и святой Арсений Великий говорили, что если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя.
В Евангелии мало свидетельсв о Матери Божьей, но сказано главное, что Она слагала слова Божьи в сердце своем. Как это понять? Почему в сердце, мы же, чаще всего, стараемся запомнить слова Божьи. И мы думаем, что это есть область ума, познания, вникновения в самих себя и Божьи тайны. Да, действительно, с этого начинается.
Как апостол Павел сказал своему ученику Тимофею: " Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1Тим.4,16). Также апостол Павел, христианам заповедует: " Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью...и все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа:" (Кол.3,16-17).
"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр.4,12).
И нам святые отцы заповедуют, чтобы на каждое слово, на каждую мысль и на каждое дело мы должны иметь суждение Священного Писания. Как мы далеки от этого.
Нам порой не хватает пяти, семи минут в день, чтобы прочитать одну главу Евангелия. Ибо, столько занимает времени чтение главы Евангелия - пять, а длинная глава- семь минут. И мы этих минут не находим.
Почти у каждого из вас или у многих, есть в кармане или дома, мобильный телефон. И вы прекрасно знаете, если его регулярно не подзаряжать, то он будет немой, и никуда ты позвонить не сможешь. Вот так и чтение Священного Писания, это есть наша духовная подзарядка души и духа. Ибо, когда мы с вами молимся, мы беседуем с Богом. Когда мы читаем Священное Писание, Бог беседует с нами.
И, порой, бывают такие моменты, когда ничего в голову не лезет. Какая-то сухость, бесчувственность, не хочется молиться, читать - ничего, душа не лежит к духовному.
Такое впечатление, что наелись. На самом деле, это душевное и духовное искушение, и в этот момент, если не лежит ни к чему душа, если нет сил молиться, то, надо себя понудить хотя бы на то, чтобы хватило сил взять в руки Евангелие, чтение одной главы из которого укрепит нашу падший дух.
Как мы подходим в жизни к слову Божьему, так мы относимся к своему спасению, ведь если, в какой-то пустыне, мы подходим за источником воды, то мы стараемся подойти с сосудом не дырявым, а с сосудом цельным, не разбитым, не поврежденным, чтобы сохранить эту живительную воду, а благодать слова Божьего хранится благодарной памятью.
Если мы учимся в институте или в школе, в той или другой, музыкальной или средней, то, изо дня в день, изо дня в день, люди что-то учат, для чего? Чтобы это дало возможность им, потом, благополучно устроиться в жизни и зарабатывать деньги. И человек на это тратит десять лет своей жизни, а потом еще пять институтских лет, а если еще и аспирантура, то еще три года - всего восемнадцать лет. Или десять - минимум.
Тратит время на то, чтобы запомнить истины и законы этой повседневной жизни, чтобы его жизнь была благополучной. Но, если бы мы, хотя бы сотую часть из этого, потратили на то, чтобы помнить слова Евангелия, хотя бы заповеди блаженств, которые мы слышим каждый воскресный день на Литургии: " Блаженны нищие духом:" (Мф.5,3-11). Если спросить сейчас каждого из вас, через одного: " Знаете ли наизусть заповеди блаженств?". То, думаю, больше будет ответов: "Нет".
Поэтому, надо именно с этого начать, потому, что это фундамент. Заповеди блаженства советую читать после утренних молитв. Чтобы так, со временем, потихоньку, запомнить. Потому, что когда у тебя "воскипит" душа, "воскипит" сердце, запомни, верней, не запомни, а себе напомни - "блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими". Не враждотворцы, а миротворцы.
Когда скажут неприятное слово тебе, то вспомни -" блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо ваша награда на небесах" (Мф.5,11).
Кто-то сказал обидные слова, или попросил тебя в приказном порядке, как тебе показалось, тоном не просительным, а повелительным и, сразу гордыня такая: " что он, помягче не мог спросить, так сказать. Что это, я ему обязан?".
А ты вспомни слова - "блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное".
И так, как говорят нам святые отцы, на каждое дело, на каждую мысль должны вы иметь свидетельство Священного Писания.
Один из святых сказал, что камень твердый, а вода мягкая, но, часто ударяя о камень, она может пробить и сам камень, если долгое время будет ударять по нему.
Так и сердца наши, говорит он, жестки, а слово Божье - мягко. И, если оно чаще будет ударять о наше сердце, то оно и сердце наше сможет сделать мягким, то есть сделать в нем некую расщелину, через которую может пробиться росток новой жизни, как часто пробивается растение через асфальт или через скалу, которое потом тянется к свету, и маленькая эта жизнь появляется на свет, казалось бы, через безнадежное каменное покрытие.
Вот так и нам, надо находить время, и, особенно, старец Амвросий Оптинский говорил, чтобы старались Священное Писание прочитать с утра. Почему с утра?
Во-первых - свежая голова, свежая память. И, чтобы потом то, что было прочитано, потихоньку в течение дня вспоминать. И, может быть так, что тот недоуменный вопрос, который возникнет в сегодняшний день, ты разрешишь, вспомнив, что говорилось в Священном Писании сегодня, и, может быть, это будет тебе ответом от Бога в твоей недоуменной и сложной жизненной или духовной ситуации.
Поэтому, важно довести не только до ума, но важно довести и до сердца слово Божие и сохранить его там. Вспомним, что Матерь Божия сослагала в сердце Своем все слова и дела Сына Божьего. Будем помнить и то, что Матерь Божия имеет всю полноту благодати, теплота которой умягчает и согревает наши сердца к принятию духовных даров: мира, радости, долготерпения, милосердия.
Вот и нам отцы советуют, когда мы взяли в руки Священное Писание, прочитали одну главу, и что-то ничего не поняли, и ничего не тронуло - читай следующую, опять не тронуло, читай следующую. Обязательно, через несколько глав, что-то коснется не ума, а сердца, и ты почувствуешь, что это не простые слова, это слова Божьи. И не просто когда-то, где-то и кому-то сказанные, а вот сейчас, сегодня Господь тебе лично говорит через эти строчки Священного Писания.
А о том, что слово Божье действительно способно преображать и изменять любого человека, кто с верой, с преданностью слышит, слушает эти слова, и не только слушает, но и верит этим словам, и живет по этим словам, рассказывает следующий случай.
"Однажды один корабль, это было в 19 веке, потерпел кораблекрушение, и спасся только один капитан, и был выброшен на какой-то остров. Его подобрали туземцы, обогрели, одели, накормили. Вождь этого племени принял его в своей хижине, они разговорились, и ему дали приют. И вдруг он увидел какую-то книгу в кожаном переплете.
Он спросил у вождя: Что это такое?
Он говорит: Это Евангелие, которое нам принесли белые люди с материка.
Капитан удивленно говорит: Евангелие? Так сейчас любой просвещенный человек в него не верит"
- Как не верит?
-А потому, что никакой пользы, практически, от него нет.
- И тогда вождь встал и говорит: Ты знаешь, больше не говори так. Польза от него есть, ведь то, что мы сейчас говорим с тобой - это благодаря Евангелию. Если бы не было Евангелия, мы бы с тобой сейчас не говорили, потому, что мы с тобой поступили бы так, как поступали наши отцы, деды и прадеды с туземцами, которые попадали на наш остров - мы их съедали во время ужина. Мы бы с тобой сейчас не говорили".
Вот Евангелие преобразило жизнь дикарей, которые, казалось бы, были чрезвычайно далеки от его истин, от слова Божьего.
Помните: "Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними:" (Мф.7,12). Поэтому, постараемся с этого дня, с праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, с события, послужившего началом нашего спасения, с которого начинается весь богослужебный год, постоянно обращаться к слову Божьему, чтобы и нам сподобиться сослагать их в сердце своем.
Пока только о Матери Божией, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, можно сказать: ":Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим".
И чтобы то благодатное, что будет в нашем уме, в нашем сердце, стало бы про изливаться и переходить на тех людей, которые окружают нас, которые близки нам.
Желаю нам, чтобы Евангелие было не только в нашем уме, насыпанное, как песок в мешке, а чтобы оно стало живой благодатной водой, способной помочь и нам самим, и тем людям, которые вместе с нами. Чтобы мы действительно услышали слова апостола Павла: " :потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (2Кор.4,6).
Также обратимся и к Пресвятой Богородице: " Радуйся, новый свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха:". Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.
Игумен Мелхиседек (Артюхин).
http://www.optina.org.ru/about/
НАСТАВЛЕНИЯ ПРП. СИЛУАНА АФОНСКОГО
Если ум твой хочет молиться в сердце и не может, то читай молитву устами и держи ум в словах молитвы, как говорит "Лествица." Со временем Господь даст тебе сердечную молитву без помыслов, и будешь молиться легко. Некоторые повредили себе сердце, потому что усиливались умом творить молитву в сердце, и дошли до того, что потом и устами не могли ее произносить. Но знай порядок духовной жизни: дары даются простой,
смиренной, послушливой душе. Кто послушлив и во всем воздержан: в пище, в слове, в движениях, тому Сам Господь дает молитву, и она легко совершается в сердце.
Воскресенье
, 19 Сентября 2010 года. Неделя 17-я по ПятидесятницеСобор Казахстанских святых
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Мчч. Евдоксия, Зинона и Макария и с ними 11-ти тысяч в Атмении (311-312). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Ромила и с ним многих других (107-115). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250). Прп. Давида Египетского (VI). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.
Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в7-00 и 9-00 утра.
Понедельник, 20 Сентября 2010 года. Седмица 18-я по Пятидесятнице.
Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы
. Мч. Созонта (ок. 304). Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Серапиона Псковского (1480). Апп. от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (117-138). Прп. Луки (после 975). Прп. Макария Оптинского. Новосщмч. иерея Иоанна (Масловского) (1921).Вторник, 21 Сентября 2010 года.
Рождество Пресвятой Богородицы
. Прп. Серапиона, монаха Спасо-Елеазаровского м-ря. Прп. Лукиана, игумена Александровского. Прп. Арсения, игумена Коневецкого. Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Холмской, Курской Знамение (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696) икон Божией Матери.Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в7-00 и 9-00 утра.
Среда, 22 Сентября 2010 года.
Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.
Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мч. Севириана (320). Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896). Прп. Феофана исп. (ок. 300). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Воспоминание III Вселенского Собора (431).Четверг, 23 Сентября 2010 года.
Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.
Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305-311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Прп. Иоасафа, Кубенского.Пятница, 24 Сентября 2010 года.
Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.
Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Прп. Силуана Афонского (1938). Прп. Феодоры Александрийской (474-491). Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мчч. Диодора и Дидима, Сирских. Мц. Ии (Евдокии) и 9-ти тысяч с ней в Персии (362-364). Прп. Евфросина повара (IX). Каплуновской иконы Божией Матери (1689). Мчч. Серапиона, Кронида и Леонтия, Александрийских.Суббота, 25 Сентября 2010 года.
Суббота пред Воздвижением.
Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сщмч. Автонома, еп. Италийского (313). Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704). Прп. Вассиана Тиксненского (1624). Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мч. Феодора Александрийского. Сщмч. Корнута, еп. Никомидийского (Иконийского) (249-259). Прп. Афанасия, игумена Высоцкого м-ря и ученика его прп. Афанасия Серпуховского.Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00 утра.
Начало вечернего Богослужения во все дни - 17-00.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!