"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец. Проповедь о немилосердном должнике. Житие Преподобного благоверного князя Олега Брянского. Святитель Димитрий Ростовский Тот, кто сделал святых близкими людям. Праздник преставления преподобного игумена Земли Русской Сергия Радонежского. Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Тропарь великомученика Евстафия и иже с ним. Месяцеслов. |
Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец
Проповедь о немилосердном должнике
о имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
Согласно евангельскому повествованию апостол Петр как-то спросил Христа Спасителя о том, сколько раз можно прощать человека. Ветхозаветный закон заповедовал совершать прощение три раза. Христос же сказал, что необходимо прощать семьдесят раз по семь раз. Очень легко посчитать, сколько будет семьдесят умножить на семь - четыреста девяносто. Невольно может возникнуть мысль - значит 490 раз я должен простить человека, а если он совершил 491-е злодеяние против меня, тогда, ссылаясь на Самого Христа, я могу сказать: "Уволь, я не могу тебя простить"
. Но не об этом количестве прощений говорит Господь. Семьдесят раз по семь свидетельствует о том, что необходимо прощать бесконечное количество раз. И в раскрытие этой мысли Господь произносит притчу.В этой притче говорится о том, что Царство Небесное уподобляется царю, который решил посчитаться со всеми своими должниками. В этом царстве жил человек, который неимоверно был должен своему царю. Долг исчислялся десятью тысячами талантов, то есть это был очень большой долг. Когда привели должника к царю, и царь стал требовать уплаты долга, то этот человек, не имея возможности оплатить, падает в ноги царю и со слезами умоляет простить ему этот долг. И господин прощает своего должника. Мы можем лишь предположить, какое чувство радости и облегчения наполнило этого человека, ибо он понимал, что с ним могло бы быть. И ведь не только он мог бы пострадать, но и его семья. Выйдя из дворца, человек встречает своего друга, который был должен ему сто динариев. В те времена один динарий это была плата за работу одного дня.
И вот этот прощенный стал душить своего должника, требуя: "Верни мне то, что ты должен мне!" Обратите внимание на то, что он не называет, сколько ему был должен его друг, потому что этот долг был неимоверно мал по сравнению с тем, что он сам был должен царю. Но даже этого малого не было у его друга. И тот также пал в ноги со словами: "Потерпи немного, и может быть, обстоятельства моей жизни сложатся так, что я смогу сполна вернуть все то, что должен тебе". Но прощенный не готов с милосердием и любовью простить этого человека. Он повелевает взять его под стражу и заключить в долговую тюрьму до тех пор, пока тот не вернет долг. Когда друзья узнали о поведении того, кого простил царь, они были возмущенны: "Как же так! Он был неимоверно должен господину, и господин простил ему долг, но сам, встретив своего должника, который гораздо менее был ему должен, не простил ему долг". Об этом доложили царю, и царь в гневе вновь призвал прощенного и говорит: "Разве я тебе не простил твоего долга, почему же ты так жестоко поступил со своим товарищем!" И тогда царь приказывает своим слугам связать этого человека и бросить в тюрьму. Завершая эту притчу, Господь говорит: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его". (Мф.18:35).Эта притча напоминает нам о наших взаимоотношениях с Богом. Каждый из нас неимоверно много взял в долг у Отца своего Небесного. Все что мы имеем это не наша заслуга, это дарования Божии, и все это Господь даровал нам совершенно бесплатно. Вместе с тем эта притча напоминает о наших взаимоотношениях с окружающими людьми. В Господней молитве мы говорим: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". Когда мы произносим это, задумываемся ли мы о смысле этих слов? А ведь
этими словами мы как бы говорим Богу: "Прости мне все мои согрешения, прости мне тот огромный долг, который я никогда не смогу Тебе возвратить, ибо Ты видишь, как я прощаю всех тех, кто находится рядом со мной".Готовы ли мы простить всякого человека, который наносит нам, как нам кажется, обиды? К сожалению, часто мы можем констатировать, что не прощаем мы грехи нашим ближним, так как мы бы хотели, чтобы простил нам Господь. И носим в сердце камень обиды на окружающих нас людей. Иногда при этом говорим себе: "Как можно простить этого человека, да его нельзя простить за те действия, которые он совершает, он не достоин прощения". Вправе ли мы судить других людей? Давайте задумаемся, почему мы не готовы простить, почему мы носим этот камень обиды на протяжении всей нашей жизни? А происходит это по причине нашей греховности. Из-за того, что грех присутствует в нашей душе и в нашем сердце, от того то и нет в нашем сердце желания прощения. Мы охотно видим грех другого человека, но не имеем желания видеть собственные грехи. Из-за этого и не бывает у нас сил простить другого человека. В чем заключается прощение? Что значит простить человека? Многие думают, что простить это значит забыть прежние взаимоотношения с тем или иным человеком. Но это не совсем так. Простить
это не значит забыть. Это значит совершенно удалить из своего сердца всякую обиду, неправду, нестроение, которые возникают во взаимоотношениях с окружающими людьми. Нужно вспомнить для чего приходил на землю Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Одна из целей пришествия в мир Спасителя заключалась в прощении людям их согрешений. Ради этого прощения Господь пришел на эту землю и стал подобен нам во всем, кроме греха. К этому прощению побуждает Бога Его любовь к нам. Вот где корень прощения - в любви. Почему мы не готовы прощать? Потому что мы не любим. Если бы мы любили так, как нас любит Господь, тогда бы и мы прощали всякого человека, независимо от того каков он и что он приносит в нашу жизнь.Всем нам необходимо постоянно просить Бога, чтобы Он даровал нам талант любви не только к Нему, но и к окружающим людям. И дай Бог, чтобы мы научились любить! Научились любить так, как этого желает наш Спаситель. Обращаясь к каждому из нас, Он говорит: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". (Ин.13:34-35). Давайте спросим самих себя: "А являемся ли мы учениками и последователями Господа нашего Иисуса Христа?" Все мы думаем о себе, что мы христиане, и что звание христианское мы получили в таинстве Святого Крещения. Да, звание мы получили, но являемся ли мы христианами по сути нашей жизни? Христианин значит последователь Христа. Христос заповедовал любить, но любим ли мы друг друга и прощаем ли друг друга? Евангельская притча о немилосердном должнике напоминает нам - люди, задумайтесь, от чего зависит прощение вас Господом. Многократно повторяя "Господи, помилуй", мы можем надеяться на прощение Божие, только в том случае, если мы сами прощаем. Но если мы придумываем всяческие причины, чтобы не простить, то и Бог найдет причины, чтобы не простить наших согрешений. Давайте будем милосердны и сострадательны! Тогда милосердным и сострадательным будет к нам Господь! Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров
Житие Преподобного благоверного князя Олега Брянского
(память 20 сентября / 3 октября, в Соборе Брянских Святых)
Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современниками как "погибель Русской Земли". Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее
Воскресения.В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость "славы мира сего, " и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью разставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.
Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: "Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие". Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. "Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного",
- эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси."Род праведных благословится", - говорит Святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к Святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение.
Дочь Страстотерпца Михаила, Преподобная Евфросиния Суздальская, за свое строгое постническое и Богоугодное житие причислена к Лику Святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как Святой благоверный князь.
Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении - Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении - Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители.
Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители Святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331 году.
Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря
.Известно, что из благоговения к памяти Святого князя-подвижника Патриарх Никон возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом). В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились Святые мощи Благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был освящен Престол в честь иконы
Божией Матери "Знамение".В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал Петро-Павловскому монастырю икону "Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта 17 золотников и четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы проценты с этих билетов поступали на елей в неугасимую лампаду пред этой иконой". 4-го октября 1894 года разрешено было издание икон Брянских Святых, князя Олега и Преподобного Поликарпа, а также их металлических образков.
14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось: "По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь Святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах и носить их иконы вместе с иконой Свенской
Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска..."13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября - день памяти Брянского угодника Божия, Святого князя Олега - не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех Брянских храмах совершались торжественные Богослужения, а торговля была закрыта. В 1903 году, по благословлению Святейшего Правительствующего Синода, издан "Верный месяцеслов всех Русских Святых", где впервые указан и день памяти Преподобного Олега, князя Брянского - 20 сентября / 3 октября.
В начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, произошло перезахоронение мощей Преподобного князя Олега. Честные мощи были перезахоронены в подклете под Алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Лишь в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение Святых мощей.
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, усердием протоиерея Георгия Козловского и других священнослужителей Введенского храма местонахождение Святых мощей Преподобного князя было обнаружено.
10 августа 1995 года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех пор открыто почивают во Введенском храме Петро-Павловской обители. Каждое Воскресение во время вечернего Богослужения пред ними совершается чтение Акафиста Преподобному Олегу Архиерейским Служением.
http://bryansk-eparhia.ru/index.
Святитель Димитрий Ростовский:
Тот, кто сделал святых близкими людям
ыло время, когда в России самым дорогим приданым для новобрачных считались не драгоценная утварь, платья и украшения, а духовные книги. Люди знали: будет вера - будет и благословение Господне над семьей, а остальное приложится. Евангелие, "Добротолюбие" - поучения святых отцов Церкви передавали из поколения в поколение. И среди самых известных источников мудрости и добра особое место принадлежало Четьим Минеям.
Сегодня даже не все знают, что это такое. Это целый свод житий (жизнеописаний) святых, охватывающий весь годовой круг памятных дат. Минеи читали дома в кругу близких, они были самым любимым чтением в семьях, где знали грамоту. Не все знают и о том, кто сделал жития святых в России основой домашних книжных собраний - о замечательном пастыре и о выдающемся духовном писателе - святителе Димитрии Ростовском.
Не стяжав "имения, кроме книг святых"
:Солнце клонилось к западу, трудным выдался для митрополита Димитрия осенний день 1709 года. За три дня до того Владыка почувствовал слабость, однако не мог отказаться от того, чтобы служить у престола в храме в день своего небесного покровителя - Св. Вмч. Димитрия Солунского.
И, хотя каждый шаг давался ему с трудом, он отслужил Литургию, особенно торжественно, радостно, как будто чувствовал, что приносит Богу бескровную жертву в последний раз. Поздравлять его приехало множество гостей, а он, как обычно, был "не как возлежащий, а как служащий". В тот день заболела одна из приезжих монахинь, и он, забыв о своей болезни, поспешил к ней, чтобы поддержать, ободрить, и уже с трудом вернулся в свою келью.
Было уже поздно, когда митрополит неожиданно позвал к себе певчих и долго слушал, прислонившись больной спиной к печке, чтобы как-то умягчить приступы кашля, любимые духовные гимны и песнопения. Всех благословил, как-то особо тепло, участливо. Удержав одного из них еще на малое время, поклонился ему в пояс, сердечно благодаря за труды (тот много помогал ему переписывать набело его духовные сочинения).
А утром Ростов облетела весть - митрополит Димитрий скончался. Едва колокола ударили к заутреней, служители нашли его стоящего на коленях и как бы молящегося перед образами; душа же его уже отошла ко Господу.
Провожало Владыку великое множество людей. Приехала из Москвы вдова государя Иоанна Алексеевича - царица Параскева с дочерьми, миряне и духовенство потоками шли поклониться в последний раз тому, кто всю Россию наделил своими знаниями. Непрерывно шли и бедные, нищие, которых митрополит годами ссужал и одеждой, и пищей, принимая их как братьев.
Семинаристы ежились, будто осиротели.Много лет Владыка Ростовский на средства архиерейского дома содержал в городе духовное училище, растрачивая то, чем мог бы пользоваться и сам, чтобы поддержать учащихся, особенно же из бедных семей. Первой мыслью, первым чувством у всех было: "Потеряли!", и лишь потом, когда смолкли звуки панихиды, поняли, осознали, что и "приобрели": от земных трудов призван он к новым трудам как молитвенник за Россию.
Его никогда не видели праздным. Он управлял делами Церкви, постоянно что-то писал: духовные сочинения, наставления мирянам и духовенству, заботился о нуждающихся и обращал от заблуждений к истине раскольников и еретиков, болезнуя и о них, как о погибающих.
Во всем этом просто не было место для "частного", "своего". Не скопил Владыка за долгие годы архиерейской службы богатства земного - все до последнего раздавал, растрачивал для людей. Нищета его монашеская доходила до того, что в одном из писем он просил прощения у одного лица за то, что не имеет возможности привезти его к себе: "Ни коня, ни всадника, оскудели овцы, и лошадей нет".
А в духовном завещании, составленном незадолго до кончины, митрополит Димитрий говорил о своем материальном состоянии еще более откровенно, чтобы не вызвать смущения у тех, кто в случае его внезапной смерти, решился бы искать у него "имения":
"С той поры, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском монастыре восемнадцати лет отроду и обещал Богу хранить добровольную нищету:не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных: Да не усердствует же никто по смерти моей, изыскивая каких-либо келейных моих сбережений:верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка
по мне не осталась, чем богатое наследство было раздаваемо".При такой добровольной бедности митрополит Димитрий приложил в наследство по себе для целых поколений великое духовное сокровище - 12 томов житий святых.
Прошло 42 года после его погребения, и 21 сентября 1732 года были обретены нетленными его святые мощи, от которых начали совершаться исцеления. Святейшим Синодом святитель Димитрий был причислен к лику новоявленных чудотворцев Российских.
В следующем году императрица Елизавета устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложения их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма.
Сделать святых близкими людям
Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное - написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной лексики. Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.
Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные со Святой Горы (особенно - Симона Метафраста, много потрудившегося над житиями святых в X веке).
Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Интересны были и собранные им факты, малоизвестные прежде, но, благодаря его произведениям, доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки.
"Радуга духовная" вставала над миром, полным зла. Можно ли унывать, когда у нас такие друзья и ходатаи, стоило ли бесконечно грустить о потерях, когда там, у Бога, многие дорогие нас ждут, зная о нас и молитвенно участвуя в нашей жизни, иногда и независимо от нашего к ним обращения?!
Чувство близости святых, которое святитель Димитрий не раз испытывал сам, он смог передать и своим читателям. - За время его работы ему не раз являлись во сне те, о ком он писал, как бы, удостоверяя его в том, что Церковь Небесная молится о благополучном свершении его труда на благо Церкви земной.
Многие известные духовные наставники говорят: когда читаешь житие того или иного святого, знай, что он - рядом с тобой. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя - Николая Александровича Романова.
Что мы выбираем?
К сожалению, в наши дни сбывается одно из пророчеств святых отцов, говоривших, что настанут времена, когда то, что "предки собирали по крупицам, потомки оставят лежать на полках". Не многие семьи сегодня имеют в домашней библиотеке хотя бы 1 - 2 тома собрания Димитрия Ростовского.
То, чем дорожили наши предшественники уходит из культурного наследия, исторической памяти народа вместе с традиционными представлениями о человечности, добре, правде.С момента, когда в России были вновь открыты храмы, прошло уже около 20 лет, и мы имеем возможность выбирать, чем питать ум, душу? - Тем, что дается непосредственно и по видимому легко с экранов или тем, что требует определенного понуждения себя: разыскать, приобрести то, чего нет на книжных развалах, но без чего прежде не мыслили себе жизни православные христиане? Первое - легче, только часто ли этот выбор оставляет по себе глубокие "всходы"? Второе несравненно труднее, но это - первый шаг к свободе духовной, сопряженной с ответственностью.
Кого-то смущает и серьезность духовной литературы. Конечно, здесь нет ни захватывающего сюжета, ни привычного юмора, это чтение другого рода. Но, возможно, тем, кто стоит сегодня перед выбором, окажется полезным небольшое напутственное слово святителя Димитрия Ростовского: ":Нет и праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль". По-настоящему прочно и ценно лишь то, что приобретается с усилиями и закрепляется опытом.
http://www.pravmir.ru/
Праздник преставления преподобного игумена
Земли Русской Сергия Радонежского
Сегодня мы торжественно прославляем день кончины святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца.
Память о преподобном Сергии живет в народе и жила всегда, даже в самые трудные времена. Потому что он был духовным светочем, примером, и даже от памяти его истекала великая сила, помогавшая людям сохранять веру, помогавшая людям сохранять живым нравственный евангельский идеал.
Преподобный стал великим именно потому, что он Евангелие воплотил в своей жизни. Он жил не по закону, а по благодати, был водим Духом Святым, потому что всего себя отдал в руки Божественного Духа. И как замечательно звучат сегодня слова апостола в послании к Галатам, которые помогают понять, что есть жизнь в Духе: плод же Духа - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Плод - это результат. Значит, результатом жизни в Духе Божием являются такие ценности, с которыми люди связывают свое счастье: любовь, радость и мир. А что же нужно еще человеку, чтобы чувствовать полноту жизни? И любовь, и радость, и мир являются самыми важными человеческими ценностями, даже если люди этого и не осознают. Даже если они устремляются в жизни своей к ложным ценностям, подлинными являются только эти, и тогда человек имеет жизнь и, по слову Божиему, имеет ее с избытком, имеет ее в полноте (ср. Ин. 10:10).
Итак, жизнь по Духу, в Духе, есть жизнь полная, с избытком, жизнь счастливая. А почему же тогда апостол говорит, что жизнь в Духе есть "долготерпение, милосердие, кротость, воздержание, вера"? Разве есть какая-то связь между терпением и радостью, между добродетелью, милосердием и счастьем? Значит, есть. Мы не связываем со своим счастьем такие понятия, как терпение, как милосердие, но
именно все это вместе связано.Жизнь по Божиему закону - это не жизнь в сплошном наслаждении и веселье, это человеческая жизнь с ее радостями и скорбями. И когда приходят к нам скорби, не нужно воспринимать это как нечто, что разрушает нашу жизнь, что мешает нашей жизни. Христианское отношение к скорби должно быть проникнуто пониманием того, что и скорбь включена в эту человеческую жизнь и для преодоления скорби даются нам и силы, и долготерпение, и благость, то есть способность творить добро, и милосердие, и кротость, и воздержание, и, конечно, вера. Все это связано с самоограничением человека. Не с раскрепощением страстей, инстинктов, как к тому призывает нас современный стиль жизни, а к некоему самоограничению, через которое только и может являться подлинный дар Духа в любви, радости и мире
.Почему мы так почитаем святого преподобного Сергия? Именно потому, что он прошел и через долготерпение, и через благость, и через милосердие; и кротким был, и воздержанным, и веру сильную имел, и потому в его личности расцвел плод Духа в любви, радости и мире. И он делился этим плодом с другими, устрояя мир не только вокруг себя, но и в стране нашей. Радостью и мирным сердцем он притягивал к себе людей, и именно через это притяжение и стяжал славу великого угодника и игумена земли Русской.
Вот какими замечательными словами заканчивается сегодняшнее чтение послания от Галатов - перечисляя дары Святого Духа, о которых мы только что говорили, апостол говорит: На таковых нет закона (Гал. 5:23). То есть на тех людях, которые в себе самих формируют эти ценности Духа - на них нет закона. А что означает "нет закона"? "Нет закона" - означает нет и суда. И вспоминаются другие слова апостола о тех умерших, которые не придут на суд, но перейдут от смерти в жизнь (см. Ин. 5:24). Что же означают эти апостольские слова в послании к Галатам и в только что процитированном месте? Означают вот что: что люди, которых Дух Святой ведет по жизни, те, кто отдает самих себя благодати Божией, через долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание достигающие любви, радости и мира, - те люди не пойдут на суд, потому что над ними нет закона. Они от этой жизни через смерть перейдут в жизнь вечную, в Царствие Божие.
Для святого человека уже нет границы между земной жизнью и Божиим Царствием, потому что святой живет в единой Божественной реальности, формируемой, созидаемой и ограждаемой Духом Святым. Ведь в Церкви Божией мы тоже питаемся Святым Духом. Вот и Церковь Божия едина: и земная, зде пребывающая, и небесная, торжествующая, в которой праведники, в которой наши предшественники, те, кто пришел от смерти к жизни, - мы единая Церковь. И у нас нет мертвых, но, по слову Божиему, только живые. И сегодня мы все - и на небе, и на земле - прославляем имя святого преподобного Сергия, над которым не было закона, но который перешел от смерти в жизнь. Вот путь, который указывает нам Господь, - путь к жизни, жизни вечной через полноту земного бытия, через жизнь не по закону ветхому, а по благодати, дарованной нам через Господа Иисуса Христа силой Духа Святого.
Вот почему так важен для нас пример святых угодников. Слова апостола оживают в их личностях, они являют нам реальный пример этого прехождения от смерти к жизни, они являют нам пример полноты человеческой жизни, полноты человеческого счастья. И что по сравнению с этой захватывающей дух перспективой человеческого бытия наш мятущийся мир с его ложными ценностями, с его сиюминутными проблемами, с его скорбями, которые разрушают только слабого, но никогда не способны разрушить сильного, живущего по закону Божиему, живущего по Божественной благодати?
Нас многому учит святой преподобный игумен земли нашей Сергий, Радонежский чудотворец. И припадая к его мощам, вознося молитву к нему, будем просить великого предстателя пред Богом, чтобы дал нам силу и мудрость прожить жизнь так, чтобы хотя бы частица благодати преобразовала и наши жизни, наши души, давая нам надежду на прехождение от смерти к жизни. Аминь.
Святейший Патриарх Кирилл
Cлово в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси
оцветие праздников вобрал в себя сегодняшний день. Но все они - последовательное продолжение, раскрытие и свидетельство об одном, о главном: о слове жизни, о явлении Спасителя Христа и воскрешении мира в Нем.
Вот и сегодня память преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова - самовидца Христа, жившего в I веке христианства, и память святителя Тихона, Всероссийского Патриарха, преемственно следовавшего путем апостольского служения в XX веке.
Много, очень много званных прошло за два тысячелетия путем апостольского служения, неся миру слово жизни - учение об искуплении. И если первые двенадцать еще не знали, куда позвал их Христос, то последующим путь апостольского служения был начертан уже во всей полноте примером жизни самовидцев Христа и их облагодатствованным словом. И путь этот - в несении креста вослед Христу.
Первые учились всему, созревая в тепле Божественной любви Спасителя и во свете Его Божественных дел. И они говорили миру: "Мы видели и свидетельствуем". Последующие же, укрепляясь примером своих предшественников и словами Спасителя "блаженны невидевшие, но веровавшие", возглашали: "Мы веруем и исповедуем". Но и первые, и последующие, и последние достигали и достигают поныне полноты ведения тайн Божиих сошествием Святаго Духа, Утешителя, всегда немощная врачующего и оскудевающее восполняющего, и озаряющего мрак человеческого сознания Божественным светом, и дающего силу для столь великого служения.
И путь апостольства и святительства воистину и славен и страшен во все времена. Он славен ради его великой цели: возвратить Богу венец творения - человека, а человеку вернуть утраченный грехопадением рай. Страшен же, так как все зло мира во всех его проявлениях и сам ад восстают на Божиих служителей - домостроителей тайн Божиих.
Сегодня же два святых Божия угодника, призванные Христом к сему служению каждый в свое время и безукоризненно прошедшие этим страшным и славным путем до святости, вместе стоят у Престола Божия, ходатайствуя о всех тех, чьих сердец коснулся труд их апостольского слова, пример их жизни и тепло их молитв.
Святой апостол евангелист Иоанн Богослов и святитель и исповедник Патриарх Российский Тихон. I и XX век. Они не случайно ныне стоят рядом в равной славе, ибо оба пронесли сквозь зло враждебного Богу мира слово истины, слово любви, слово спасения - слово жизни.
Иоанн трудился на заре христианства во мраке и тьме еще не пробужденного к свету истины мира, Тихон - среди ужасов насилия, сокрушений последнего времени, мира, отступающего от Бога в бездну погибели. А это значит, что оба они шли путем жертвенной любви, ценой своей жизни и смерти свидетельствуя о Боге. Один - открывая миру тайну Спасения, другой - утверждая ее, как подвиг жизни во Христе, в лукавые дни отступления, обличая тайну беззакония, восстающую на Спасение. И общность их подвига любви и всецелой преданности Богу соделала их чадами Божиими и светильниками миру. И эта общность в утешение нам свидетельствует, что Бог и вчера, и днесь
, и вовеки Той же, и всякий, творящий правду во всякое время, любезен Ему.Святой апостол Иоанн Богослов, от Самого Христа осиянный светом Божественной истины и на груди Его переродившийся в Духе Божественной благодати из юноши-рыбака в апостола любви, оставил миру учение Христово во всей возможной полноте. Любовью своей Иоанн пребыл со Христом неотступно от первых дней Его служения до последнего вздоха со Креста: "Совершишася", - когда потряслись основания вселенной в величии таинства Искупления мира.
Непорочная чистота сердца Иоаннова соделала его достойным таинственных откровений Господних, и он проповедал их миру своим Святым Евангелием, тремя посланиями и Откровением о грядущих судьбах мира и Церкви Христовой к концу времен. Святой апостол любви, подобно великому Моисею, видевшему рождение земли и человечества на ней, зрел последние дни мира и победу Победившего мир. И Иоанн засвидетельствовал слова Божии, "ибо слова сии истины и верны" (Откр. 21, 5). "Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой; побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном..." (Откр. 21, 6-7).
И вот проповедь слова Божия и дела их жизни поставляют их ныне рядом - двух сынов Божиих, победивших мир. Для них победа уже наступила. И цена их победы - стояние в истине до смерти. Оба они - и Иоанн и Тихон - на всем пути своего служения испытывались страшными душевными и физическими муками, но, подобно Иову Многострадальному, не пороптали на Бога, благословляя Промысел Божий, в благодушии и спокойствии несли свой жизненный крест. А он состоял: у Иоанна - из мук рождающегося для христианства мира, у Тихона - из страданий Российского народа и Святой Православной Церкви, насильственно и злодейски отторгаемых от своего спасительного пути. Сам святитель Тихон свидетельствовал о себе: "Я готов на всякое страдание, даже на смерть во имя веры Христовой".
Смерть в различных ее проявлениях сторожила и апостола и святителя. Иоанн четырнадцать дней провел в морской пучине, при гонении от императора Дометиана претерпел страшные мучения, биения, погружение в кипящий котел. Тихон же, вступая на первосвятительский престол, произнес пророческие слова: "Отныне возлагается на меня попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них по вся дни. Но да будет воля Божия!"
И умирание началось, и наглая насильственная смерть от ножа или пули уже не так страшила подвижника, как многочисленные адские сети, сплетаемые богоборцами для души его, чтобы поколебать его в стоянии в Боге, в чистоте Православия. Ибо борьба с верой и с Богом обратилась для них в борьбу с Тихоном. Но и здесь ничто не поколебало смирения, кротости и тихости Патриарха. "Уповаю, что Господь, призвавший меня, Сам и поможет мне Своею всесильною благодатью нести бремя, возложенное на меня". И смирение и любовь к Богу, как верный кормчий, провели Патриарха-мученика и исповедника - по жизни в блаженный покой вечности и славы неземной.
Святой Иоанн Богослов знал Бога, был Его сотаинником. Он видел Его Воскресение и зрел в Его Воскресении свое. Святейший Патриарх Тихон верил в Бога, верил беспредельно, и только в вере черпал силы жить в огне страданий долгих семь лет. И Царство Божие, пришедшее в силе, было ему наградой и утешением.
И, други наши, будем внимательно вслушиваться и всматриваться в то, что проповедуют нам святые апостол Иоанн Богослов и Патриарх Всероссийский Тихон своим словом и жизнью, ибо они открывают нам тайну жизни.
"Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4, 16). Только любовью венчается путь духовного совершенствования, ведущий к обожению. "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение" (1 Ин. 4, 18).
"...Станем любить не словом или языком, но Делом и истиною",- нежными, исполненными любовью словами обращается к нам апостол любви (1 Ин. 3, 18). "Чадца мои!..- вторит апостолу кроткий Тихон,- умоляем вас, умоляем всех наших православных чад, не отходить от единственно спасительной настроенности христианина, не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом..."
Други наши, будем же внимательны к тому, что проповедуют нам святые. Ведь и мы видим, что нравственные и физические муки для грешного мира неотвратимы, и они не умалятся со временем, но возрастут и будут возрастать, ибо за "умножение беззакония иссякнет в мире любовь" (ср.: Мф. 24, 12).
Каждый человек должен пройти горнилом искушений и мук. И уже теперь очевидно, что куда бы ни повернулся человек, везде ему предлежат боль и страдание. И одно остается нам в этой жизни - взять крест свой и нести его до конца, до самой смерти, нести крест, последуя Христу. И в этом крестоношении по воле Божией обрящем райское блаженство - быть чадом Божиим.
А апостольские мрежи, раскинутые в житейском море самовидцами Христа по слову Его, и по сей день делают свое великое дело. Уловили они и нас с вами, дорогие мои. И сети эти все те же. Пройдя двадцать столетий, они достигли и до нас, влекомые уже другими руками, но столь же верными и чистыми. И мрежи эти - Церковь Христова Святая Православная. И во главе ее от первого века и до конца дней мира - Христос, исполняющий ее славой, спасением и непобедимою силою Своею. И слово жизни по-прежнему звучит в ней. И стоит она в мире, окруженная апостолами, пророками, вселенскими учителями и святителями - сонмом этих славных свидетелей ее истинности и правды, ее чудотворной живительной силы и спасительности.
Будем же, други наши, твердо держаться своей Святой Церкви и своей Православной веры, призывая на помощь немощи нашей тех, кто своею жизнью победил тьму мира сего и диавола. И станем их помощью сильны верой и страшны врагам истины. И молитвами апостола любви Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, да сохранит нас Господь от междоусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, да не оскудеет она истинными архипастырями и пастырями, добрыми делателями, право правящими слово евангельской истины. Аминь.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Апостол и евангелист Иоанн Богослов
Апостоле Христу Богу возлюбленно, ускори избавити люди безответныя, приемлет тя припадающа. Иже падша на перси приемый. Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.
Тропарь великомученика Евстафия и иже с ним.
Мученицы Tвои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: имуще бо крепость Tвою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Tех молитвами спаси души нaша.
Воскресенье
, 3 Октября 2010 года. Неделя 19-я по Пятидесятнице.Неделя по Воздвижении.
Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118). Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Прп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285). Мч. Иоанна, испов., Египетского и иже с ним 40 мчч. Новомч. Илариона Критского, Афонского (1804) (Греч.).Божественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 7-00 и 9-00 утра.
Понедельник, 4 Октября 2010 года. Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Отдание праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
. Ап. от 70-ти Кодрата (ок. 130). Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752). Прп. Даниила Шужгорского (XVI). Прп. Иосифа Заоникиевского (1612). Сщмчч. Ипатия епископа Ефесского и Андрея пресвитера его (ок. 730-735). Свтт. Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мчч. Евсевия Финикийского и Приска Фригийского.Вторник, 5 Октября 2010 года.
Прор. Ионы
(VIII в. до Р.Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопского (117). Прп. Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов и Феодора Начертанных. Прп. Ионы Яшезерского (1589-1592). Мч. Фоки вертоградаря (ок 320). Прав. Петра, бывшего мытаря (VI). Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца. 26 мчч. Зографских, от латин (Греч.). Собор Тульских Святых.Среда, 6 Октября 2010 года.
Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
. Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977). Прпп. жен Ксанфипы и Поликсении (109). Мц. Ираиды девы (ок. 308). Мчч. Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX). Новомч. Николая Пантополоса, Константинопольского (1672) (Греч.). Новомч. Иоанна Эпирского (1814). Словенской иконы Божией Матери (1635)Четверг, 7 Октября 2010 года.
Первомц. равноап. Феклы (I). Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Прп. Коприя Палестинского (530). Св. Владислава Сербского (1239). Прп. Авраамия, игумена Мирожского. Прп. Стефана (Симона), Давида и Владислава, Сербских. Мирожской иконы Божией Матери (1198).
Пятница, 8 Октября 2010 года.
Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца
(1392). Прп. Евфросинии Александрийской (V). Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп Казанского (1595). Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III). Память труса (землетрясения) в Константинополе в 447 г.Суббота, 9 Октября 2010 года.
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
(начало II). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление 1989). Прп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492). Прав. Гедеона, судии ИзраильскогоБожественная литургия Иоанна Златоуста, начало в 8-00 утра.
Начало вечернего Богослужения во все дни - 17-00.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!